Апаши - французские гопники
Апаши — это французские гопники начала XX века. Они были несносными, агрессивными и опасными, и при этом умудрились значительно повлиять на современную им культуру. Они изобрели собственный язык, оружие, татуировки, а также танец и моду.
В 1910-х апаши были едва ли не самой обсуждаемой темой в европейских газетах и на улицах городов.
Апаши были криминальной субкультурой парижских предместий в так называемую «Прекрасную эпоху».
Типичные апаши
Этот период длился с последних десятилетий XIX века вплоть до начала Первой мировой. Главными приметами того времени были появление кино и множества автомобилей, уличных кафе и бульваров, взлет наук и инженерии.
Неработающая ерунда
Самое интересное изобретение апашей — это универсальное орудие разбойника, которое так и называется, «апаш». Оно представляет из себя револьвер без ствола, совмещенный с кастетом и откидным ножом.
Тот самый мультитул, более опасный для его владельца.
Оно было одновременно плохо и как огнестрельное и как холодное оружие. Пистолет вообще имел дурную привычку разряжаться прямо в штанах у обладателя, причиняя серьезный ущерб, вплоть до полного отстреливания гениталий.
Короче говоря, револьвер-апаш стал примером оружия, которое гораздо опаснее для хозяина, чем для его противников.
По иронии общее развитие затронуло не только все общество, но и его темную, криминальную сторону.
С какого-то момента простая гопота с окраин Парижа тоже потянулась к культуре, их больше не устраивала роль обыденных бандитов и огородного пугала для добропорядочных граждан.
Хулиганы хотели видеть себя романтиками, безумными и неистовыми джентльменами удачи, и тогда они негласно провели то, что теперь принято называть «ребрендингом».
В то время появилось кино и в Париже гремело шоу Буффало Билла с индейцами, ковбоями и прочей атрибутикой Дикого Запада.
История шоу
Уильям Фредерик Коди, известный как Буффало Билл (или Баффало Билл) - американский солдат, охотник и один из первых и самых известных шоуменов США (да и всего мира), одна из самых ярких фигур американского Дикого Запада.
В 1883 году в штате Небраска Уильям "Буффало Билл" Коди организовывает шоу-аттракцион под названием "Дикий Запад Буффало Билла".
Новое шоу было весьма оригинальным и необычным и быстро завоевало популярность у публики.
Начиналось шоу с парада участников, выезжавших на лошадях, затем друг друга сменяли сценки, инсценирующие известные исторические события и красочные эпизоды освоения Запада США.
Это могла быть оборона фургонов переселенцев от атакующих индейцев или нападение преступников на дилижанс, война с мексиканцами или ограбление поезда. Шоу сопровождалось стрельбой, скачками, родео, даже сценами охоты. Длилось каждое представление три-четыре часа и привлекало тысячи восхищенных зрителей.
Буффало Билл со своим "Диким Западом" успешно гастролировал по США, а позднее и в Европе. Будучи не только талантливым антрепренёром (или продюсером, как говорят сегодня), но и великолепным наездником и стрелком, Уильям Коди сам участвовал в представлениях своего шоу. А всего в труппу "Дикого Запада" входило более тысячи двухсот человек. Участвовало в шоу и много животных, причем не только лошадей, но и бизонов.
В 1893 году название было изменено на - Дикий Запад Буффало Билла и лихие наездники всего мира
Репертуар шоу значительно расширился, кроме ставших уже привычными индейцев и ковбоев Буффало Билл привлек к участию в своем представлении арабов, монголов, турок, грузин, южноамериканских гаучо. Все они выступали в красочных национальных костюмах и даже их лошади были характерных для региона пород.
Кто такой Буффало Билл?
Два человека на фото и видео ниже — легенды Дикого Запада и американской истории конца XIX — начала XX века.
Уильям Коди (справа) получил прозвище Буффало Билл, то есть Бизоний Билл, после того, как в возрасте 22 лет убил несколько тысяч бизонов. Еще через некоторое время Буффало Билл основал шоу «Дикий Запад», где показывали родео и инсценировки из жизни ковбоев и индейцев. Шоу сделало Буффало Билла звездой мирового уровня: он выступал с ним по всей Америке, а также давал представления в Европе. К участию в шоу Буффало привлек нескольких индейских вождей, в основном из группы племен сиу. Среди них был и Железный Хвост (слева) — вождь племени оглала и самый известный индеец той эпохи.
Именно Железный Хвост он стал моделью для «индейского пятицентовика», чеканившегося с 1913 по 1938 год и имевшего на аверсе голову индейца, а на реверсе — фигуру бизона.
Понятно, что во время этого шоу будущие апаши занимались тем, что чистили карманы зрителей и выслеживали жертв для ограбления, но зрелище так запало в душу простым околокриминальным пацанам, что они полностью сменили внешний вид и повадки.
Банды молодых грабителей, воров и дебоширов начали называть себя «апаши», то есть «апачи», но на французский манер. В моду вошли жеваные колышущиеся на ветру рубахи с широким открытым воротом и яркие шарфы-повязки на горло. Кроме того, настоящему апашу, стремящемуся быть модным, просто необходима была крутая кепка и начищенные до зеркального блеска остроносые штиблеты. Почему-то считалось, что именно так выглядели настоящие американские индейцы.
Апаши считали себя наследниками апачей не только в моде, но и в отношении к жизни. В какой-то момент они действительно заигрались в индейцев и начали видеть себя эдакими городскими партизанами и гордыми первобытными воинами, которые борются с этим проклятым миром буржуа, круассанов и автомобилей.
Карикатурный апаш
Настоящие хардкорные и непримиримые апаши начали делать себе татуировки на лицах, нападать на полицейских и грабить прохожих средь бела дня. Это считалось очень крутым и достойным занятием для любого пацана с окраин. Их становилось все больше, их культура развивалась, они выдумали свой собственный язык, который был совершенно непонятен посторонним, переименовали собственные районы по образу Дикого Запада и начали придумывать друг другу клички на индейский манер.
Оружие — отдельная тема у апашей. Многие из них активно промышляли грабежом и поэтому ножи, дубинки и кастеты считались предметом гордости и часто украшались — опять-таки, словно у индейцев. Оружию могло даваться какое-нибудь романтичное имя, вроде «Жюстин» или «Проламыватель черепов», хотя это уже больше тянет на газетную утку.
Танец Апашей
Кроме своего оружия, стиля, идеологии и татуировок, апаши создали и свой собственный уникальный танец, который отражал всю их суть. Считается, что изначально танец-апаш рассказывал об истории отношений между сутенером и его девкой. Однако с какого-то момента он начал символизировать чувства мужчины и женщины вообще, разумеется, с точки зрения самих апашей.
Танец изображает ни много ни мало драку между мужчиной и женщиной. Танцор лупит свою партнершу как сидорову козу, таскает за волосы, кидает об пол со всей силы, угрожает ей смертью за то, что она была неверна. Партнерша, в свою очередь, пытается утихомирить его, уйти от удара и воззвать к чувствам. Впрочем, иногда женщина побеждает мужчину и жестоко избивает его.
Субкультура апашей влияла даже на танцы!
Для стороннего наблюдателя танец-апаш выглядит как настоящая драка.
Обратите внимание, что многие движения один-в-один как из реслинга.
Походу, апаши повлияли и на современный реслинг тоже.
Конец апашей
К 1910-м годам расплодившиеся по всей стране апаши настолько выбесили граждан и народ, что с городскими индейцами решили покончить раз и навсегда: полиция и даже армейские части громили притоны и забивали участки до отказа любым, кто хотя бы немного похож на апаша. Характерная кепка или шарф на горле могли стать поводом для жестокого избиения полицейскими дубинками. А когда в 1914-м началась Первая мировая, отловленные апаши быстро пошли на пушечное мясо в траншейной войне.
Само собой, расправа с апашами не искоренила преступность, но лишь уничтожила одну-единственную криминальную субкультуру.
Парни в кепках и ярких шарфах исчезли с улиц Парижа, но остались в культуре Европы навсегда. К примеру, появилось так называемое «Общество апашей» — клуб знаменитых и новаторских деятелей искусства, в который входили Морис Равель и Стравинский, например. Вообще, называться в честь маргинальных групп — это какая-то фишка тех лет, вспомните хотя бы «Общество ассасинов», к которое входили Дюма и Бодлер.
Танец апашей стал основой для танго и даже танцевальных движений в рок-н-ролле, а словом «апаш» до сих пор называют фасон рубашки с широким открытым воротом. Но главное, эти французские гопники стали прообразом многих последующих субкультур вообще.
Фактически, они стали первой современной молодежной субкультурой в принципе.
А ведь началось с банальной игры в индейцев апачей.
Теги к статье
Поделиться статьёй и ссылки
Комментарии
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.