Истязание ради спасения


Психическая эпидемия - возможно ли такое?

Конец света

В Средние Века чуму видели в разных образах. Она являлась в облике слепой старухи, обметающей пороги дома, жители которого в скором времени лишались одного из членов семьи. Была она и черным всадником. Великаном, отбирающим жизни, перемещаясь за один шаг от поселения к поселению. Где-то чума являлась в виде духа и стучала палкой в дверь столько раз, сколько человек должно было умереть. Появлялась на свадьбах, ходила меж гостей и кого-то даже прощала, а перемещалась она, сидя на шее человека, относившего её к нужным населенным пунктам. Но, чаще всего чума представлялась человеку в обличии Чумной Девы.

В страхе перед эпидемией люди стали вспоминать подзабытые обряды.

Славянские женщины опахивали кругом деревню, саамы запрягали лошадиную повозку и песнями отправляли её вместе с чумой в сторону гор, а во Франции городские стены измерялись по периметру длинной нитью, которую потом использовали в качестве фитиля для свечи огромных размеров. Повысился спрос на амулеты и обереги. Причем произошло это как среди мирян, так и среди священнослужителей. Даже папа римский Климент IV поддался суевериям и не расставался с изумрудным перстнем, который якобы мог защитить от чумы.

Мощнейшее эмоциональное напряжение, вызванное ежедневным ожиданием смерти и со дня на день наступающим Концом света, приводило к массовым психозам или, по-другому, психическим эпидемиям.

Самым массовым проявлением психических эпидемий можно назвать возникновение религиозных сект, в частности, таких как флагелланты.

Флагелланты

Флагелланты — не есть порождение века чумы. Идея замаливания грехов через истязание плоти появилась гораздо раньше, просто в «чумном средневековье» она достигла своего апогея.

Произошло это на фоне снижения доверия средневековых европейцев к церкви. Нищенствующие бродячие флагелланты с присущей им фанатичной верой представлялись обывателю с выгодной стороны и широко распространились по Южной и Центральной Европе.

Эта секта состояла из больших групп людей, численностью доходивших до нескольких тысяч, которые перемещаясь из города в город, организовывали там свои процессии.

История возникновения

Латинское «flagellum» означает «бич или кнут».

Считается, что первым флагеллантом был святой Парадульф, живший в королевстве франков в 8 веке. Его служение Богу заключалось в том, что ежедневно он самобичевался, либо его бичевали «со стороны». В эпоху Карла Великого на «поприще» самоистязания прославился святой Вильгельм (в миру — герцог Аквитанский).

Теоретическое оформление флагеллантизм получил в XI веке благодаря богослову Петру Дамиани, написавшему теологический трактат с говорящим названием «Похвала бичам».

Там доходчиво было объяснено, почему верующим следует брать в руки бич: во-первых, это подражание Христу; во-вторых, похвальное деяние для обретения мученического венца; в-третьих, верный способ наказа-ния грешной плоти и, в-четвёртых, способ искупления грехов. «Идеальным» флагеллантом, по мнению автора, был святой Доминик.

И если до Петра Дамиани случаи самоистязания были единичными, то после «Похвалы бичам» это дело начало набирать обороты сначала за монастырскими стенами, а потом выплеснулось и в народ. Уже в XII веке бичевание стало наиболее употребительным наказанием для прихожан перед отпущением грехов. В конце двенадцатого века, другой богослов - Иоахим Флорский, учение которого осуждалось официальным католичеством, предсказал Второе Пришествие и конец света, наступление небесного мира и счастья на земле путем апокалипсиса в 1260 году.

К 1260 году Иоахим был давно мертв, но его пророчество продолжало жить, передаваясь по всей Европе из уст в уста. Ажиотаж публики нагнетался по мере приближения к обозначенной дате. С наступлением нового 1260 года общий невроз рос с каждым месяцем, пока к
ноябрю не вылился в полноценную эпидемию самобичевания, потому что в преддверии Судного Дня европейцам понадобилось срочное искупление грехов, и умерщвление плоти оказалось самым подходящим способом.

Начало психоза

Флагеллация в виде мании в буквальном смысле спустилась в Европу с гор, начав путь из итальянской горной Перуджи. В 1265 году перед молодым монахом, предававшимся самобичеванию, возникло видение, в котором к нему присоединились святые, хлеставшие себя перед алтарём и утверждавшие, что такова воля божья и что верующие должны последовать их примеру, дабы избавиться от грехов.

Монах поведал о своём видении епископу, а тот начал проповедовать идею самобичевания пастве. Видимо, его проповеди носили столь убедительный характер, что впервые в истории Европу охватил самый настоящий массовый психоз. Святой Иустиний писал:

«... неведомый дотоле суеверный страх охватил жителей сначала Перуджи, потом Рима и постепенно всей Италии. Они были так полны ужаса и боязни перед Господом, что все, старые и молодые, знатные и простые, совершенно обнажённые, попарно, как бы процессией двигались по улицам».

Процессии бичующихся появились во Франции, Германии, Фландрии, Баварии, Австрии, Венгрии. Целые города закрывались на 33 дня, дабы предаться искуплению грехов по-средством бича. К концу XIII века данное движение начало было утихать и вспыхнуло с удесятерённой силой уже в XIV веке.

Тысячи жителей Перуджи, Рима, а затем и всей Италии начали хлестать себя кожаными плетями.

По свидетельствам историков того времени, все мужское население от мала до велика, богатые и бедные, рыцари и крестьяне, бросали дома и семьи, обнажались донога и присоединялись к мрачному шествию по городам и весям. Иногда Во главе процессии шли даже монахи и священники, подавая усердным умерщвлением плоти пример остальным.

Среди простых людей встречать флагеллантов на улицах городов и всячески им помогать стало считаться большой честью.

Люди не только приносили своих больных, в надежде получить исцеление от флагеллантов, но и пропитывали свою одежду льющейся кровью самоистязателей и хранили ее как реликвию.

Эпидемия флагеллантства шагала через границы государств и, дойдя до Германии, породила любопытный документ под названием «Священное послание», сочиненный лидерами местных флагеллантов, но, по их утверждению, авторства самого Иисуса Христа.

В послании говорилось, что Господь разгневан на людей, так как те недостаточно рьяно проповедовали религию, а вместо того занимались ростовщичеством и предавались разврату. Поэтому сначала Господь решил предать Землю болезням и голоду, а видя, что и это не способно исправить текущий упадок нравов, решил перейти к более радикальным действиям и уничтожить все человечество. Однако, как утверждало послание, Пресвятая Богородица замолвила словечко за беспутное человечество, и Господь решил дать неразумным людям последний шанс, послав ангела, провозгласившего (разумеется, только избранным лидерам движения), что флагеллантство — единственный путь человечества ко спасению.

Обессиленные длительной засухой и голодом, люди воспринимали послание серьёзно.

Практика и теория

Накануне эпидемии бубонной чумы, в 1333-34 гг., когда от болезни умерло до трети населения Европы, доминиканский монах Вентурин вновь возбудил сознание масс флагеллантскими проповедями и устроил ряд бичующихся паломничеств в Рим. Церковь, однако, весьма прохладно отнеслась к искупительным бичам и запретила Вентурину проповедовать. Но в 1340 году вспыхнула страшная эпидемия бубонной чумы, и сознание людское помрачилось.

Наступил век крестовых походов флагеллантов.

Флагелланты «чумного» века представляли собой странные и страшные процессии: они шли парами, в остроконечных капюшонах с прорезями для глаз и нашитыми крестами, выстроившись в длинную колонну, куда входило до трёхсот и более человек.

В местах, где чума свирепствовала особенно, к шествию примыкало более тысячи человек. Процессию возглавляли мужчины, женщины — замыкали. Впереди всех шёл магистр флагеллантов с двумя помощниками, которые несли хоругви из багрового бархата и золотой парчи. Свои публичные истязания флагелланты, как правило, устраивали на рыночных площадях.

Был выработан своеобразный ритуал самобичевания: перед началом флагелланты либо раздевались совсем, либо обнажали верхнюю часть тела и ложились на землю, раскинув руки крестом. Магистр ходил между лежащими и наносил удары бичом. Получившие удар сразу вставали. Когда все оказывались на ногах, они становились в круг, затягивали религиозные гимны и с песнями, перемешанными со стонами, начинали двигаться по кругу, нанося себе удары бичом. Сделав несколько кругов, бичующиеся падали на колени и принимались
горячо молиться об отпущении грехов, а затем снова продолжалось бичевание. После показательной искупительной «процедуры» зачитывалось особое письмо, якобы положенное ангелом на алтарь иерусалимского храма, где говорилось о гневе божьем и о том, что Бог с тем условием помиловал землю, чтобы каждый грешник на тридцать три дня удалялся из своего города и бичевал себя.

В каждом новом городе на своем пути они колонной подходили к местной церкви, снимали с себя всю одежду, надевали специальные «ритуальные» юбки и начинали стегать себя, распевая специальные гимны, лауды, перед восхищенной публикой, которая наивно верила, что таким образом флагелланты спасут их от чумы и от смерти.

Во время самобичевания флагелланты принимали позу в соответствии с грехом, который они пытались искупить. Прелюбодеи ложились на живот, убийцы — на спину, а клятвопреступники пытались стегать себя, закрывая губы пальцами.

Флагеллантские гимны, лауды, дошли до наших дней под видом некоторых народных песен Центральной Европы, а также сохранились в виде специальных сборников — лаудариев. Например, известен сборник «Урбинских лауд», в состав которого входит 72 песнопения.

Гимны часто строились по принципу «вопрос-ответ», характерному для современных армейских «кричалок». Они исполнялись а капелла, и любое музыкальное сопровождение песен было строжайше запрещено. Обычно содержание песен призывало покаяться, искупить грехи и было пропитано мрачными апокалиптическими настроениями. Подобное шокирующее представление производило неизгладимое впечатление на зрителей, и они щедро давали пожертвования, а ряды флагеллантов неизменно пополнялись. Некоторые
из людей, веря, что эти добровольные мученики являются святыми, пропитывали их кровью праведников тряпки и хранили их как драгоценную реликвию.

Следующий крупный всплеск самобичевания в Европе случился, когда в 1348 году из Венгрии пришла новая волна бубонной чумы.

Высокий уровень смертности и страх самой Черной Смерти дали движению флагеллантов новый толчок.

Хаотичные бродячие стайки флагеллантов организовались в дисциплинированные группы от пятидесяти до ста человек в каждой, обзавелись «униформой», похожей на облачения крестоносцев и собственными помощниками капелланов (священнослужителями без духовного сана), которые, вопреки официальной политике католической церкви, брали на себя смелость принимать исповеди и отпускать грехи, и это стало их фатальной ошибкой. Эти группы путешествовали по Европе, бичуя себя дважды в день на протяжении тридцати трех с половиной (по числу лет Иисуса Христа) дней.

Когда выяснилось, что с приходом флагеллантов чума не исчезает, а, наоборот, появляется,люди стали бояться и прятаться. Популярность самоистязателей пошла на убыль.

Влияние бичующихся в обществе, их принцип самопокаяния, который подрывал авторитет католической церкви и их невероятная популярность среди простого народа привели к началу карательных акций. Вопрос о необходимости противостоять движению обсуждался на Констанцком Соборе 1417 года, и, надо сказать, у официальных властей и церкви были поводы для беспокойства.

Многие самоистязатели яро выражали свое негативное отношение к католической церкви, убивая священников.

Кроме того, отряды флагеллантов устраивали бойни евреев в каждом новом городе, который стоял на их пути, утверждая, что Сыны Израиля распространяли чуму, отравляя колодцы.

Церковь вообще отрицательно относилась к флагеллантам. Это только в самом начале священники становились во главе движения. Но позже сделались его врагами. Дело в том, что на пике своей популярности флагелланты превратились в агрессивных экзальтированных фанатиков. Когда они входили в город, то часто не просто устраивали свои «шоу», но и с именем Христа врывались в церкви, грабили их, а священников убивали. Светским властям тоже внушало тревогу огромное количество агрессивной помешанной толпы: в 1349 году в одном Турине их набралось более 5 000 человек, а в Констанце хронисты насчитали почти десять тысяч.

Церковь и светские государи объединились в борьбе против самоистязателей.

В 1349 году была издана специальная булла папы Климента VI, которая объявляла флагеллантов еретиками. Европейские монархи немедленно ввели смертную казнь за принадлежность к новоявленной ереси. В Бреслау один из магистров флагеллантов был публично сожжён. В других местах флагеллантов вешали. Парижский университет выпустил специальное постановление, направленное против флагеллантов, где разоблачил все их идеи.

Движение мало-помалу вырождалось.

Вместо святых, умертвляющих греховную плоть, появилась армия активных и пассивных любителей бича, среди братьев начала распространяться флагеллмания полового характера.

В их полчищах ещё в самые ранние походы неоднократно случались грубые половые эксцессы, а в «чумной век» такие собрания для истязания плоти вообще стали центром проституции и сводничества.

У официальных властей и церкви ушло около пятнадцати лет, чтобы обуздать движение самобичевателей везде, кроме Центральной Германии. Там флагелланты ушли в подполье и даже разработали несколько новых ритуалов, включавших в себя порку детей и последующее их крещение в собственной крови.

Последние немецкие флагелланты были признаны еретиками и сожжены на кострах инквизиции в 1480 годах.

Побеждён, но не уничтожен

Флагеллантизм был побеждён, но не уничтожен полностью. Появились тайные секты (криптофлагелланты): братцы, бегарды (к ним же в какой-то мере можно отнести и более поздних русских «хлыстов»), у которых флагеллация постепенно приняла форму разврата и обнаруживала склонность к сатанизму.

Весьма интересен психологический аспект флагеллантства.

В современной психиатрии подобные действия классифицируются как увечья, причиняемые самому себе, но не имеющие целью самоубийство.

Во время таких религиозных ритуалов, как умерщвление плоти, происходит любопытное взаимодействие времени и реальности. Во время исполнения такого ритуала обычный ход времени останавливается, будучи прерванным священным (для исполнителя ритуала) периодом безвременья. То есть в момент флагеллации человек как бы выпадает из привычных социальных рамок, иногда даже впадает в состояние транса, что позволяет ему полностью отрешиться от самого себя и от реальности и полностью погрузиться в экстатическое состояние, проводником в которое служит физическая боль, гипервентиляция, которая обычно происходит при подобных практиках, монотонность ударов и монотонность
пения.

Флагелланты в искусстве

Движение флагеллантов оставило свой след в искусстве и до сегодняшнего дня продолжает вдохновлять творческих людей. Две наиболее известных картины, посвященных движению бичующихся:

«Флагелланты» нидерландского живописца Питера ван Лара

«Процессия флагеллантов» великого любителя мрачностей Франсиско Гойи

Обе изображают окровавленных самобичевателей в белых юбках и колпаках-капиротах. В современной поп-культуре также нашлось место флагеллантам. Один из главных героев бестселлера Дэна Брауна «Код Да Винчи», монах-альбинос Сайлас, укрощает плоть с помощью средневековых методов, это самоистязания с использованием металлического аналога власяницы и флагеллации.

Так кем же были флагеланты? Были ли флагелланты отчаявшимися храбрецами, пытавшимися спасти мир от чумы любыми доступными способами, или всего лишь жертвами массового религиозного психоза, не может рассудить даже история...

Тем не менее, они оставили значительный след в европейском сознании, а их присутствие в современной культуре мы наблюдаем и по сей день.

P.S.

Ашура - у шиитов день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле. Траурные церемонии проводятся в целом ряде стран, где есть сообщества мусульман-шиитов.

Кербела в Ираке - их основное место паломничества.

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Трудности перевода

    Что тут сказать... Можно отлично выучить английский и ВСЁ РАВНО не понять - ЧТО ИМЕЛОСЬ В ВИДУ.

    Похожие статьи