О высшей мере наказания


Государства давно полюбили эту меру наказания, и некоторые страны по сей день не могут от неё отказаться.

Долгое время толпы обывателей разделяли эту любовь и собирались на казнь, как на бесплатный концерт в день города.

Почему страшное зрелище собирало так много зрителей? От чего зависел выбор метода казни? Почему на казнь то вводят мораторий, то снова возвращают в нашу жизнь?

Так уж вышло что люди периодически убивают людей — трезвыми или будучи в состоянии аффекта, ради самообороны или во время войн... Это суровая реальность, с которой приходится мириться.

Но есть один тип убийства, который до сих пор вызывает бурное обсуждение и разделяет общество почти пополам — это смертная казнь.

Подарить Государству право распоряжаться жизнью и смертью было одним из самых противоречивых решений наших предков, вместо того, чтобы самим добиваться порядка и справедливости, эти обязанности были переложены на сильные плечи рукотворного ГОСУДАРСТВА. И оно не оставалось в накладе — сколько было в истории случаев, когда власть злоупотребляла своим правом на легитимное убийство, что приводило к чудовищным последствиям... Народ тоже не оставался в стороне, люди крайне изобретательно подходили к способу унижения и уничтожения друг друга с санкции государства.

Смертная казнь — это высшая мера наказания, если не считать Судного Дня, но вместе с тем это еще и шанс протестировать самые искусные пытки, одна ужаснее другой.

Что же лежит в основе легитимного убийства?

В древних и первобытных обществах работал одно простое правило — «око за око». Если человек наносил кому-то увечья, то не стоило удивляться, если ему отвечали тем же.

Кодекс Хаммурапи руководствуется именно этими принципами, поэтому закон гласит твердо и четко: если человек выбит глаз, другому человеку они должны выколоть его глаз, если кто сломает человеку кость — ему сломают кость.

Законы вавилонского царя Хаммурапи

Черный столб из базальта с текстом «Законов»  был  найден  в
1901—1902 гг.  французскими археологами в Сузах (столице древнего
Элама).  Текст частично поврежден:  часть лицевой стороны  столба
была выскоблена.  Очевидно,  эламиты захватили столб с «Законами»
во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в  свою
столицу,   а  эламский  царь-победитель  приказал  стереть  часть
текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.
В   верхней   части  лицевой  стороны  изображен  сам  Хаммурапи,
молящийся «судье богов»,  покровителю справедливости и солнечному
богу  Шамашу,  который  вручает  ему законы.  Вся остальная часть
столба  была  с  обеих  сторон  заполнена  клинописным   текстом,
состоящим   из   трех  частей:  введения,  собственно  законов  и
заключения.  Непрерывно записанный текст законов условно  делится
исследователями на 282 первоначальные статьи,  из которых 35 были
стерты,  а   247   сохранились.   Недостающие   статьи   частично
восстанавливаются  по  фрагментам копий «Законов»,  записанных на
глиняных табличках,  которые были обнаружены в  тех  же  Сузах  и
других  местах,  особенно  в  знаменитой  Ниневийской  библиотеке
Ашшурбанипала.

     (§ 196)  Если человек выколол глаз сыну человека,  то должны
выколоть ему глаз.

     (§ 197)  Если  он  переломил  кость  человеку,   то   должны
переломить ему кость.

     (§ 198)  Если  он выколол глаз мушкенуму или переломил кость
мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.

     (§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же  переломил
кость рабу человека,  то он должен отвесить половину его покупной
цены.

     (§ 200) Если человек выбил зуб  человеку,  равному  ему,  то
должны ему выбить зуб.

Однако этих наказаний можно избежать в обмен на штраф. Любопытно, что спустя более чем 2000 лет схожие законы варвары установят на осколках Римской Империи.

Но были проступки за которые ты если и мог откупиться, то только своей жизнью.

Например, если ты украл имущество или утащил чужого раба за пределы города, это уже основание для того, чтобы убить человека. По законам в Древнем Вавилоне к такому наказанию относились творчески: инцест наказывался сжиганием заживо обоих участников процесса, а если вы убили любовника — вас сажали на кол.

Авраамические религии не были добрее к преступникам, список прегрешений в Библии, за который ты отправлялся к праотцам, довольно большой, например занятия магией или богохульство.

Авраамические религии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён — Аврааму. Согласно книге Бытия, Бог заключил завет с Авраамом и определяется с тех пор как «Бог Авраама». Авраамические религии — это прежде всего иудаизм, христианство и ислам.

Именно нарушение религиозных законов Слова Божьего была наиболее тяжким преступлениям и расплата за него было максимально жёстким.

Было ли это самым страшным наказанием? Оказывается, НЕТ, изгнание из общины воспринималось гораздо трагичнее, человек без корней в те времена был уже трупом — первый встречный мог его убить без опасения возмездия за изгнанника.

Кто-то мог читать про драконовские законы из Афин, согласно которым за кражу оливки с дерева грозила страшная смерть, но мало кто знает, что римляне часть своей истории жили по законам едва ли более мягким.

Законы XII таблиц устанавливали смертную казнь за такие проступки, как публикация оскорбительных песен и нарушение спокойствия в городе ночью.

Законы XII таблиц — свод законов в Древнем Риме 451—450 гг. до н. э., регулирующих практически все отрасли. Представляют собой первый писаный источник права Древнего Рима. Оставались основой римского публичного права до II в. н. э. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. 

Почему казни вообще были так массово распространены? Это какая-то излишняя жестокость наших предков? В чём тут дело?

Ответ гораздо более практичный — тюрьмы в современном значении слова появились довольно поздно, в средневековых темницах сидело не так много народа и сидели они там ДО оглашения приговора.

По сути такая тюрьма была лишь камерой временного содержания.

Если у вас нет возможности надолго посадить преступников в тюрьму или отправить отбывать наказание другим образом, значит надо наказывать сразу, поэтому колодки, удар кнутом и дыбы были способом наказания за мелкие нарушения, а вот за большие — или что-то у вас отрезать, или казнить.

Смертной казнью пользовались направо и налево даже за незначительные правонарушения, которые сейчас проходят по категории небольшой тяжести, у Государства была на это причина:

Если ты вор, то ты нарушил религиозную заповедь, поэтому давай-ка мы отнимем твою жизнь.

При короле Англии Генрихе VIII людей казнили по другой причине — во время его правления крайне активно происходил процесс огораживания земель, лендлорды выгоняли крестьян с родных полей и тем приходилось идти в город за заработками, но вот проблема — бродяжничество была под запретом. И тех, кто не успевал найти работу и шлялся где ни попадя, отправляли на виселицу.

По оценкам во времена Генриха VIII было казнено до 72 тысяч человек.

Для сравнения, Иван Грозный, который правил чуть позже и в другой стране, за своё правление казнил по разным подсчетам от 4 до 20 тысяч человек.

Но уже в XVI веке начал формироваться тренд на гуманизм, гуманисты нового времени смотрели на человека другими глазами.

Если в Средние века смертная казнь была своего рода искуплением грехов человека при жизни, то затем подход изменился — цена человеческой жизни возрастает и люди посвященные казнь уже особо не одобряют.

Но это в Европе, а на Востоке был совершенно другой мир… Если сегодня посмотреть на карту стран, которые применяют смертную казнь, то страны Азии впереди планеты всей.

Китай, Иран, Саудовская Аравия — эти государства «делят топ» по количеству казненных.

Почему так сложилось?

В случае мусульманских стран всё предельно просто, эти государства используют систему права, которая основана на традиционным исламском законе — шариате. Шариат чётко устанавливает наказание за те или иные преступления и шаг в сторону тут невозможен, именно поэтому Саудовская Аравия и Иран до сих пор практикуют самые «затейливые» казни — забивание человека камнями или отсечение головы мечом.

А вот в случае с Восточно-Азиатскими странами все несколько сложнее. Надо понимать, что азиатская система ценностей сильно отличается от европейской, азиатские политики то и дело говорят о неком особом пути, который часто противоречит западным ценностям.

Одним из наиболее рьяных сторонников азиатского пути был бывший лидер Сингапура Ли Куан Ю.

Ли Куан Ю — сингапурский государственный политический деятель, первый премьер-министр Республики Сингапур, один из создателей сингапурского «экономического чуда». Ли стал соучредителем Партии народного действия в 1954 году и был ее первым генеральным секретарем до 1992 года, что привело к восьми победам подряд.

Сингапур часто упоминают, как пример адаптации западной капиталистической модели на Востоке, но именно эта страна часто становится лидером по количеству смертных приговоров на душу населения, Сингапур так и называют — «диснейленд со смертной казнью».

На Востоке моральные дилеммы, связанной с со смертной казнью, просто нет, а вот две главные функции остаются — казнь по-прежнему эффективный способ покарать преступника (он банально не сможет больше никому навредить) и родственники жертв скорее всего будут довольны.

Есть ещё одна причина, по которую сегодня редко вспоминают, экзекуция — это отличное развлечение для народа.

Можно только представить, какой тусклой была жизнь человека в стародавние времена, она была наполнена тяжелой ежедневной рутиной, ярких огоньков там была не сильно много и тут в вашем городе проходит событие, которое все с нетерпением ждали несколько
месяцев — сегодня на площади будут разрывать на части убийцу.

В мире, где величайшим развлечений считается сходить в грязную таверну или послушать заунывное игру на лютне вдруг появляется что то, что вызывает реально мощный прилив адреналина.

Пусть некоторым это неприятно признавать, но есть люди, которым нравится смотреть на страдания себе подобных. Посты с какой-нибудь жестью, снятые камерами видеонаблюдения, гораздо чаще пересылаются в телеграме, даже если висит огромная плашка что контент может оказаться шокирующим…

Это нечто животное, что прорывается через наши социальные оковы наружу и власть в разные времена отлично это понимала и частенько давала возможность насладиться публичным насилием, которое было безопасно для зрителей.

Публичные казни были наглядным уроком для потенциальных правонарушителей — трупы оставались висеть на перекладинах еще долгое время после процедуры. И, что важнее, это была качественная эмоциональная разрядка для масс.

Римляне знали, что народу нужны хлеб и зрелища (роль зрелищ играли гладиаторские бои). Христианство эти смертоубийства запретила, но казни запрещать никто не собирался: эшафоты, помосты, крепкая петля с причудливым узлом — эта часть кровавого спектакля, чтобы позволить обывателям насладиться предстоящим шоу.

Наиболее ярко это подход описывает цитата одного из деятелей времен французской революции, Тюо де ля Бувери, в 1791 году в Национальном Собрании он заявил:

«Чтобы сдержать народ, необходимо зрелище страшное».

Даже сами осужденные преступники чувствовали определенную выгоду от того, что их смерть происходила публично, это был последний шанс заявить о своей невиновности или выказать свое неповиновение обществу.

Кстати, для власти это могло представлять опасность.

Если вдруг обыватели сочтут казненного героя, то беспорядков и народных волнений не миновать, поэтому часто во избежание проблем обреченному просто затыкали рот и последнего слова не давали.

Ну и конечно, какой же праздник без тамады... Палач обязан был обладать искусными навыками, его обязанностью было не только и не столько убить свою жертву, но сделать это максимально красиво и даже артистично. Искусство палача было высокооплачиваемым ремеслом, актеры топора и плахи создавали целые династии, которые занимались этим грязным, но нужным делом многие века.

Шарль-Анри Сансон или Великий Сансон, палач времен французской революции, был настолько популярен, что именно ему доставались наиболее яркие выступления вроде казни монархов или лидеров революции. 

Шарль-Анри Сансон — самый известный палач из династии Сансонов, получил прозвище Великий Сансон, казнивший во время Великой французской революции сотни людей, включая короля и королеву.

Шарль Анри Сансон провёл в общей сложности 2918 казней, включая и казнь короля Людовика XVI. При том, что он никогда не был приверженцем монархии, Шарль Анри отказывался казнить короля, но, в конце концов, ему пришлось это сделать. Он же казнил королеву Марию Антуанетту, а затем — Дантона, Робеспьера и многих других деятелей Великой Французской революции.

Известен исторический анекдот: Сансон, уже после своей отставки, встретил Наполеона Бонапарта, который спросил у него, может ли Шарль спокойно спать, казнив почти 3 тысячи человек, на что Сансон ответил императору:

«Если короли, диктаторы и императоры спят спокойно, почему же не должен спокойно спать палач?».

 

Как бы примитивно это не звучало, но казни на площадях очень нравились народу и одним из наиболее популярных «развлечений» стала британская виселица.

В XVIII веке страны Европы под давлением гуманизма начинают друг за другом отказываться от смертной казни. В России Екатерина Вторая, которая не хотела отставать от европейских коллег, издает наказ с отказом от государственного убийства.

В глубоко солдатской и немного сбрендившей на порядке Пруссии количество смертных казней тоже было не велико: за три года в то время была казнено только 46 человек. Но вот в цитадели европейской демократии и парламентаризма, Великобритании, происходят совсем другие процессы — лишь за один 1785 год в одном только Лондоне и его окрестностях на виселицу отправили 97 человек.

Казней в Лондоне было стабильно больше, чем в значительной части Германии.

Интересно, что казнили не за убийство или какой-либо вред здоровью, из 97 человек на виселицу отправился лишь один убийца, а все остальные — за преступления против собственности: воровство, грабеж и мошенничество.

В XIX веке по всей Британии действовал так называемый «Кровавый кодекс».

«Кровавый кодекс» — уголовное законодательство Великобритании между 1688 и 1815 годами. Название закрепилось за этой правоохранительной системой из-за большого числа преступлений, подразумевавших в качестве наказания смертную казнь, но появилось оно, это название, ТОЛЬКО (!) после отмены жестоких законов. 

В плане жестокости ему не было равных, около 230 деяний таких страшных, как кража репы, тесная дружба с цыганами, ущерб, причиненный рыбе в прудах или прогулки по лесу с оружием — всё это каралось жестокой смертью.

Величайший британский юрист XIX века Сэр Джеймс Стивен говорил о родном ему законодательстве, как о самом нелепом, самом безответственном и самым жестоком, которое когда-либо позорило цивилизованную страну.

Виселицы и перекладины были столь частой приметой британского сельского пейзажа, что первые английские путеводители использовали их как обычные дорожные знаки.

Футбола в XVIII и первой половине XIX века в Англии не было, поэтому публичные казни были основным развлечением толпы. День казни — это как матч популярных футбольных клубов сейчас: везде праздник, всюду продаются еда и сувениры

Не обходилось и без инцидентов, толпа иногда было настолько разгоряченной, что смерть была не только на эшафоте, но и среди зрителей — в 1807 году на казни Джона Холлоуэея и Оуэна Хаггерти больше 30 человек погибли в давке.

Почему британское право было таким кровожадным?

Полиция Британии в современном виде появилась лишь к середине XIX века, без неё вся система страха строилась не на том, что тебя найдет злой полисмен, а на том, что болтаться тебе на перекладине.

А что там через Ла-Манш?

Если в Англии всех просто вешали (изредка отсекали голову), то французы сохраняли верность средневековым традициям: разбойников колесовали, еретиков сжигали, фальшивомонетчиков варили в кипятке, лишь простолюдинам-воришкам доставалось обычная виселица.

В среднем за год в лучший мир через любящие руки государственного палача проходила около 300 новых душ, но важно тут другое — сословный характер казни. Старая французская поговорка гласила:

Топор дворянам, веревка простолюдинам.

Виселица во Франции — это унизительная казнь для высших сословий. Если какого-то виноватого дворянина хотели после смерти оскорбить, то его труп подвешивали уже после казни, чтобы соблюсти хоть какие-то сословные приличия.

А вот когда в дверь постучится Великая французская революция, всё поменяется...

Дебаты о том, что делать со смертной казнью после революции и аргументы, которые тогда звучали, актуальны и сегодня. Сторонники смертных казней считали, что благодаря своей наглядности она предотвращает рецидивы преступлений, а вот противники утверждали, что это по сути узаконенные убийства и подчеркивали необратимость судебных ошибок.

Одним из ярчайших противников смертной казни был Максимилиан Робеспьер, тот самый, который во времена якобинской диктатуры заставит работать гильотину, как магазин разливного пива в пятницу вечером в спальном районе…

Но тогда Робеспьер был активным сторонником того, что жизнь человека священна для всех остальных людей.

Как бы то ни было, благодаря рассказам про врагов революции, казнь оставили и тут на сцену выходит доктор Гильотен.

Его «предложение» было полностью в духе просвещения: пытки, повешения, колесования и прочие радости должны были остаться  в феодальным прошлом. Гильотина убивает быстро и почти безболезненно, а раз никаких альтернатив нет — то все от короля до последнего нищего равны перед её лезвием. 

Использовать гильотину предложил в 1791 году врач и член Национальной ассамблеи Жозеф Гильотен.

Эта машина не была изобретением ни доктора Гильотена, ни его учителя, доктора Антуана Луи; известно, что подобное орудие употреблялось до того в Шотландии и Ирландии, где называлось Шотландской девой. Гильотину во Франции тоже называли Девой и даже Мебелью Правосудия. Итальянское орудие смерти, описанное Дюма в «Графе Монте-Кристо», называлось mandaia. Хотя подобные устройства пытались использовать и раньше в Великобритании, Италии и Швейцарии, именно устройство, созданное во Франции, с косым лезвием, стало стандартным орудием смертной казни.

Ещё один важный момент — смерть уже не была связана напрямую с человеком, людей убивал механизм гильотины, а не руки хладнокровного палача.

В дальнейшем электрические стулья, газовые камеры и смертельные инъекции будут лишь дополнять этот список технических средств убийства во имя правосудия.

Менялся и статус палача, теперь у него проявлялся ветвистый формальный титул — главный исполнитель приговоров по уголовным делам, он был обычным наёмным работником, который получал свою зарплату от государства за сделанное дело, то есть он был финансово мотивирован в смертных приговорах.

И заработок лился рекой — в период с 1792 по 1795 во Франции провели около 15 тысяч казней через гильотину по решению суда, еще 25 тысяч человек лишили головы по обычному решению административных органов.

Всего — около 40 тысяч, это примерное население соседнего с Парижем города Орлеана, размах революционных чисток после невиданный...

Гильотина было популярна не только во Франции, удивительным образом ее приняли на вооружение злейшие враги французов — немцы.

Именно гильотина будет принята как одно из основных средств убийства в тюрьмах нацистской Германии. Всего нацистами было гильотинировано около 40 тысяч человек.

Сегодня 27 процентов стран сохраняют смертную казнь, как средство наказания и количество этих государств с каждым годом снижается. 

Почему стоит отказаться от смертной казни?

  • Возможность судебной ошибки.
  • Смертная казнь не является сдерживающим фактором.
  • Казнь порождает жестокость в обществе
  • Наличие "института палачей".
  • Казнь не устраняет причину совершения преступления
  • Казнь не дает возможности исправления.
  • Казнь не наказывает.

    Один из самых неоспоримых аргументов в поддержку запрета смертной казни.
    Наказанием является мера государственного принуждения, применяемая в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, и состоящая в определенном сужении его правового статуса, наделении его особыми правами и обязанностями.
    Казнь предполагает лишение осужденного права жизни.

P.S.

Последняя казнь осужденного во Франции состоялась 10 сентября 1977 года. В тот день тунисец Хамида Джандуби был гильотинирован в тюрьме Марселя за убийство и изнасилование.

 

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Cyberpunk 2077. Итоги

    Игру переносили ТРИ раза. И лучше бы ещё раз перенесли на пол года.

    Похожие статьи