Суеверия во время пандемий


Почему они появляются?

Как распространялись инфекции до изобретения 5G вышек? Какие люди и монстры изображали чуму в Средневековье и где следует правильно прикладывать жабу, чтобы вылечиться от этой болезни?

Ответ болезням

Пандемии зачастую вызывают кризис веры, который может проявляться по-разному. Некоторые люди теряют веру в Бога вообще, а другие возвращаются к старым верованиям, как это было в раннехристианских королевствах во время чумы.

Также бывает, что люди начинают практиковать экзотические суеверия, например, правые националисты из одной индийской партии на своих сходках пили коровью мочу, чтобы победить коронавирус.

В годы, когда в Европе бушевала чума, особенно печально известная «Черная смерть», суеверия были чуть ли не нормой жизни.

Было очень трудно рационально объяснить ситуации, в которых, например, с виду здоровый человек ложился спать и умирал во сне от чумы, или когда врач подхватывал болезнь от пациента во время визита и умирал раньше него. Такие истории сохранились в средневековых хрониках. Вопреки господствующему мнению о том, что дурные испарения, то есть миазмы, порождают чуму, некоторые люди верили, что работники отхожих мест чумой никогда не болеют и специально ходили подышать в общественные туалеты, чтобы укрепить свой иммунитет.

Люди в прошлом воспринимали чуму как болезнь воображения.

Одной из непосредственных причин болезни часто считалось вонючее испарение, например, из болот, и даже существует теория, что болотные монстры, описанные в поэме "Беовульф", являются персонификацией чумы.

Учитывая, что описываемые в поэме события более-менее совпадают по времени с так называемой юстиниановой чумой, которая бушевала начиная с VI века и которую неизвестный автор поэмы мог даже застать, это не такое уж фантастическое предположение.

Однако в виде чудовища чуму представляли довольно редко, если конечно не считать традиционного скелета. Исключением можно назвать, например, валлийского монстра Фат Феллин, который был замечен в период так называемой желтой чумы в Британии в VII веке. На самом деле точно неизвестно, было ли это именно чумой или, скажем, оспой, но зато мы знаем, как выглядело это вылезшее из болота чудовище, как якобы предсказал поэт Талиесин: волосы, глаза и клыки у жёлтой чумы были золотыми, некоторые сравнивали ее с василиском.

А вот братья Грим записали историю о том, как в XVI веке чума явилась в виде черного человека гигантского роста. Его нога ступала по одной стороне улицы, другая - по другой.

Гораздо привычнее представлять чуму в виде женщины, возможно, потому что во многих европейских языках само слово "чума" женского рода.

В некоторых случаях люди, зараженные чумой, прибегали к насильственным методам, например, избивали здоровых людей деревянной ложкой или носили красный или окровавленный шарф, чтобы распространять болезнь. В некоторых версиях легенды о чумной деве, которая по ночам выходила из гроба, она убивала стражей и признавалась, что сама является чумой. Эта легенда напоминает суеверия о вампирах в Новой Англии, где умерших девушек считали причиной туберкулеза. В некоторых культурах чума персонифицировалась как женщина на повозке, например, польская джума, которая считается представительницей других болячек, таких как оспа.

Иногда в народном воображении повозка появляется сама по себе, как гробик на колесиках.

В искусстве также возникает образ смерти, часто в виде старухи. Например, на фреске из Campo Santo под названием "Триумф смерти" над группой танцующих молодых людей на веслах изображена женщина с распущенными волосами, длинными когтями и огромной косой. В Германии с чумой порой связывают образ Матушки Гауден, которая может представляться как королева фей, валькирия или женщина, выбравшая дикую охоту вместо отправки в рай. В некоторых версиях ее товарищи превращаются в собак, а люди узнают о ее приближении по лаю.

Но, порой, черные псы гуляли без поводков и разрушали алтари и церкви, держа в лапах меч.

В Эстонии, по легенде, чума представлялась в виде козла или мальчика, который мог проситься в дом на ночлег. Во многих европейских странах считали, что чуму, принявшую облик человека, можно убить как обычного человека. Шансы на выживание во время эпидемии были больше, если в дом был впущен дух-защитник, который мог убить чуму или предупредить о ней. Популярное представление о чуме не всегда совпадало с церковным. Например, во время правления Юстиниана, люди видели корабли безголовых моряков, которых наказал бог за грехи мореплавателей.

Пустой корабль или незнакомый корабль, приставший к берегу, мог быть дурным знаком.

Считалось, что чума могла распространяться через морские пути, и возможно именно это наблюдение повлияло на сюжет Дракулы, где корабль с вампирами пристает к берегу с мертвой командой, которая могла быть жертвой заграничной чумы. Эта связь между эпидемиями и мистическими явлениями также можно найти в первом американском рассказе о призраках, где автором образа безголового призрака стал писатель, переживший эпидемию желтой лихорадки в Нью-Йорке. Еще более древние примеры такой связи можно найти в произведениях византийского писателя Прокопия, который утверждал, что императора Юстиниана могли видеть без головы или с исчезнувшими чертами лица.

В конечном счете, эпидемия чумы часто связывалась с действующим правителем, который мог быть обвинен в недостаточных мерах по борьбе с болезнью.

В отличие от настоящих заговорщиков, которые якобы специально распространяют чуму, короли способствовали ее распространению из-за глупости, а точнее, из-за сексуальной невоздержанности.

В античности и средневековье считалось, что если король предается разврату и особенно инцесту, то Бог посылает мор на людей. Например, пророки предполагали, что мор, который распространился в Римской империи при императоре Домициане, был связан с его распутством. Его подозревали в том, что он спал со своей племянницей.

Во Франции во времена династии Капетингов Карл II и Филипп I считались одними из первых королей чудотворцев, они лечили болезни наложением рук. Но по странному совпадению обоих церковь считала их развратниками из-за инцестуальных браков. У Карла II жена была троюродной сестрой, которая ему была не очень близка, но он был крестным отцом ее ребенка от предыдущего брака. Однако, это уже считалось серьезным проступком, и короля отлучили даже от церкви. Некоторые считают, что короли или средневековые политтехнологи придумали легенду о том, что король лечит болезни прикосновением, чтобы уничтожить легенду о том, что король является непосредственной причиной болезней.

Эта идея настолько зашла, что английские короли уже «лечили» не только золотуху, но и бубонную чуму или проказу.

Евреев, из-за их статуса чужаков (и ассоциацией с распятием Иисуса), винили в любой необъяснимой напасти и чума не стала исключением. Несмотря на «научное» объяснение возникновения чумы в те времена (якобы Марс, Сатурн и Юпитер несчастливо оказались в созвездии Водолея), люди находили другие причины и винили евреев за отравление колодцев. Это приводило к погромам и сжиганию евреев на кострах. Также люди обвиняли инородцев в распространении болезни и в этом видели часть глобального заговора по уничтожению христиан.

Папа римский пытался защитить евреев, но они все равно становились жертвами обвинений.

Во время эпидемий чумы под подозрение попадали врачи и госпитальеры (они работали с больными), фумигаторы (они окутывали помещения дымом) и цирюльники — одновременно и парикмахеры и хирурги «на полставки». 

Один мужчина попал под подозрение и сразу же признался, когда увидел инструменты пытки, что он что-то сеял, но не со зла, а по настоянию местного цирюльника.

Местные власти старались балансировать между здравым смыслом и умиротворением граждан, которые жаждали крови. В конце концов, они приказали снять трупы ранее казненных, чтобы избежать антисанитарии, но затем вернули виселицу на небольшом расстоянии от города, чтобы отпугивать «потенциальных» сеятелей чумы.

А врачей продолжали ненавидеть, считая, что они распространяют чуму, чтобы нажиться.

Как лечили в Средневековье?

Согласно другой теории заговора, «вредитель» заражал помещения с помощью жидкости, которую тайком наносил на поверхности мебели и дверные ручки. Были случаи, когда люди почувствовали боль после того, как сели на зараженное кресло в театре или протерли скамью в церкви, на которой якобы были иголки, пронизанные заразой. 

Были конкретные описания вредной жидкости желтого цвета, содержащей жиры.

Люди верили в эту теорию без разбора, и считалось, что если кто-то заболел, это было из-за зараженных предметов в его доме. Некоторые даже считали, что это было действие дьявола, хотя другие полагали, что это была Божья воля.

В некоторых культурах чума считалась благом, а на фресках изображался Бог-отец, держащий чумные стрелы. Известен также образ Бога, передающего колчан смерти, которая разносила заразу в лимфоузлы.

Очень интересна история с флагеллантами.

Флагелланты - итальянские религиозные фанатики, которые стремились искупить грехи людей путем самобичевания, стали известны в период чумы, хотя не только ей посвящали свои действия. В разные исторические периоды флагелланты выступали то за мир, то против нашествия монголов и т.д.

Истязание ради спасения
Психическая эпидемия - возможно ли такое?

Флагелланты приходили в поселение, одетые в свои характерные костюмы, затем снимали рубашки и надевали специальные юбчонки, оставляя капюшон на голове. После этого они хлестали себя до крови на центральной площади или другом открытом пространстве при помощи хлыстов, завязанных на узлы, сквозь которые продета металлическая проволока. Иногда они загибали проволоку в виде свастики, чтобы получить крючки, которые застревали в коже. Крестьяне собирали кровь на платках, считая, что она имеет целебные свойства.

Флагелланты считали себя людьми, которые хотят добиться для своего народа божественного заступничества в обход церкви, и иногда приносили больных или даже мертвых детей в надежде на их воскрешение.

Однако есть свидетельства того, что эти святые люди подбивали местных жителей убивать евреев, которых обвиняли в распространении чумы, а также священников, которые пытались бороться с флагеллантами. Несмотря на это, процессии флагеллантов часто были очень упорядочены и продвигались в строго заданных порядках. Иногда флагелланты выполняли примитивные медицинские функции и помогали хоронить людей, умерших от чумы.

Кстати, о медицине 

В прошлом люди использовали разные способы для борьбы с болезнями. Но самым известным способом было вдыхание дыма от целебных трав, а также использование амулетов из мышьяка, жаб и ядовитых существ. Некоторые исторические факты связаны с борьбой людей с эпидемиями, например, папа Климент VI выжил благодаря самоизоляции в помещении между двумя огромными кострами. Английский врач Джордж Томпсон якобы вылечился от чумы, примотав к животу сушеную жабу.

Амулеты из мышьяка были популярны в эпоху Просвещения.

Древние греки и римляне тоже использовали амулеты в борьбе с болезнями. Например, после чумы III века до нашей эры, они держали змей дома, так как считалось, что исход змеи предшествует катастрофам. В христианстве змея также имела символическое значение, а священники пытались успокоить людей, утверждая, что болезни наслаиваются от языческих богов, за которых можно винить старых божеств, и приписывать победу над эпидемиями новому богу.

Как боролись с чумой?

Во время эпидемии чумы против мора специально организовывали игры и театральные постановки, чтобы поднять боевой дух. Во время чёрной смерти можно было встретить группы людей, бьющих в барабаны и танцующих.

Веселье, считали он, противодействует чуме.

Основоположник современной медицины, Амбруаз Паре, утверждал, что во время эпидемии нужно сохранять спокойствие и проводить время с друзьями, наслаждаясь музыкой, пением и чтением забавного материала.

Некоторые люди утверждали, что страх - необходимое условие для заражения, и что если человек не боится заразиться, то он не заразится.

В некоторых европейских странах существуют легенды о том, как чуму удалось похоронить или запереть в земле или дереве. Есть легенды о том, как на острове Фурс не хоронят никого на одной стороне кладбища, чтобы остановить чуму. В Шотландии рекомендовали разрушить дом и похоронить всех, кто находился внутри, если там есть хотя бы один заболевший.

Конечно же, важно помнить, что в городе не будет чумы, если в городе не будет людей.

Заключение

В разные исторические периоды и культурах люди прибегали к различным суевериям и обрядам во время эпидемий, чтобы защитить себя от болезней. Однако, в большинстве случаев эти суеверия и обряды не имели научного обоснования и не способствовали борьбе с болезнями. Напротив, они часто мешали принятию эффективных мер по предотвращению распространения заболеваний, таких как карантин и гигиенические меры.

Как справиться с паникой?

Советы психолога на все случаи жизни.

Современная медицина и наука позволяют эффективно бороться с эпидемиями, и важно доверять научно обоснованным методам профилактики и лечения, а не прибегать к суевериям и обрядам, которые могут нанести вред здоровью. Однако, понимание исторических суеверий может помочь лучше понять культурный контекст и перспективу прошлых поколений, а также избегать повторения ошибок в будущем. Наверное...

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Вселенная и Числа

    Насколько огромна Вселенная? И что можно ВООБЩЕ посчитать? И, главное, ЗАЧЕМ?

    Случайно женат

    Как испортить жизнь начальника одним разговором?

    Страдания «Изабеллы»

    Сорт винограда «Изабелла» запрещен для производства вина в Европе из-за образования в вине вредных веществ и метанола

    Похожие статьи