Голливудский Афоня


Интересный вывод — фильм «Афоня» снят по всем канонам классического произведения.

Некоторые считают фильм «Афоня» психоделическая драмой, удачно замаскированная создателями под комедию :)

Каждый может понимать его по-своему.

Но вот что интересно — по каким канонам или «лекалам» он сделан? И так ли он прост, как кажется?

Акты

Принципы классической драматургии предполагают, что второй акт длится столько же, сколько первый и третий вместе взятые.

То есть если фильм «Афоня» длится ровно полтора часа, то в нём переход из первого акта во второй должен произойти примерно на 23 минуте, а переход из второго в третий — на 68 минуте.

Предположительно, моментом стыка первого и второго актов является сцена, в которой Афоня приходит пригласить на танцы свою бывшую (ей предшествует сцена, в которой к Афоне подселяется Коля), а стыком второго и третьего актов — постельная сцена с Катей.

Следом идет сцена, в которой Коля съезжает от Афони.

Согласно книги Александра Метты «Кино между адом и раем» переход из первого акта во второй знаменуется так называемым неожиданным происшествием, а переход из второго в третий — непреодолимым препятствием.

В конце первого акта от Афони уходит девушка, которая прожила с ним два года — это неожиданное происшествие.

Далее...

В конце второго акта оказывается, что Елена замужем — это непреодолимое препятствие.

На первый взгляд Афоне никто не нужен.

Но это не так, даже чтобы просто-напросто выпить ему необходим компаньон. Может показаться, что Афоне хорошо и одному, но одиночество — это центральная тема картины, весь фильм Афоня пытается наоборот - не быть одиноким. Ярким указанием на это становится сцена в которой он выпрашивает дать ему практикантов.

Обратите внимание чему он их обучает...

- У мастера забот полон рот и один оклад, а я на сдельной, сам все хозяин, да за переработку.

- И навар.

- О, Архимед, соображает...

Людей, готовых разделить с Афоней его образ жизни и мышления вокруг становится с каждым днем все меньше и, понимая это, Афоня, которому уже с трудом удается избегать одиночества, пытается воспитать себе будущих друзей, собутыльников-единомышленников.

Благо, молодые люди вовремя избавляются от такого наставника, потому что они понимают, что мировоззрения Афони приведут их в ту же точку, в которой он сам сейчас оказался.

Как устроен классический первый акт по Роберту Макки (американский сценарист, теоретик искусства написания киносценариев)?

Он делится на две части — экспозицию некую вводную в сеттинг и героя, то, что Кристофер Воглер определяет как обыденный мир, и инициирующее событие — внезапные изменения в жизненном равновесии героя, формирующее его осознанное желание вернуть это самое
равновесие.

Экспозиция Афони — он счастлив счастлив, потому что «хакнул» жизнь», он берет от внешнего мира ровно столько, сколько ему нужно, чтобы быть счастливым, не отказывая при этом себе ни в каких мимолетных удовольствиях типа алкоголя и никотина.

Афоня не видит смысла в работе на ставке, поскольку бОльшее количество денег обязывает его работать столько, сколько скажет заказчик в виде общества. Афоне же получает ровно столько, насколько она работал, а работает он ровно столько, чтобы ему хватило на «выпить, покурить, и танцы».

Ключевое изменение в жизни героя происходит с уходом сожительницы.

- Я на тебя два года угробила, думала что мы поженимся…

Данелия делает акцент на том, что они были вместе два года не просто так, важно чтобы для Афони новость о расставании стала неожиданностью.

То есть раньше девушку все или многое устраивало, но спустя два года отношений она поняла, что
это тупик.

Уход сожительницы означает одиночество. А парадигма жизни главного героя предусматривала, что дома его будут ждать ужин и постель, теперь же он всего этого лишается и Афоне срочно нужно найти кого-то вместо бывшей.

Это его осознанное желание. По Воглеру («Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино») инициирующее событие состоит из трёх этапов:

  1. зов к странствиям
  2. отказ от зова
  3. встреча с наставником.

В книге черным по белому написано — порядок этих этапов не важен, важно их наличие.

Афоня встречает штукатура Колю, дальше по сценарию как раз выполняющего роль его наставника. Вечером знакомства Коля задает герою вопрос:

- Ты своей жизни доволен?

Это зов к странствиям, Афоне предлагается переосмыслить свою жизнь.

На вопрос Коли Афоня отвечает так:

- Очень, очень доволен.

Это отказ от зова. Логика проста. Коля спрашивает у Афони - считает ли тот себя хорошим человеком? Афоня отвечает, что считает, а люди, которые от него отворачиваются — лицемеры, они его алкоголиком и взяточником называют, хотя сами ведут себя так же, просто они этого
почему-то стыдятся, а Афоня не стыдится, он словно зеркало пороков общества.

То есть отворачиваясь от Афони, по мнению Афони, общество отворачивается от самого себя.

Вики Кинг (в книге «Как написать кино за 21 день»), пишет что на первой минуте фильма должны быть заявлены место, время, и настроение картины, на третьей — должен быть задан Центральный Вопрос истории, на десятой — стать понятной цель главного героя.

Правда Вики Кинг рассматривает золотой голливудский стандарт фильмов — ДВА часа, но Афоня длится полтора, поэтому опускаем момент с тем, когда должны возникнуть эти точки, сконцентрируемся на их наличии.

Время, место и настроение задают открывающая сцена в театре и вступительные титры, центральный вопрос истории звучит из уст Коли. Цель героя озвучивается в момент его размолвки сожительницей.

Дальше, по Макки, начинается прогрессия усложнений.

Герой движется к своей цели (в случае Афони — это поиск новой сожительницы, которая будет ему готовить и стирать, чтобы он мог продолжать брать от жизни все и давать по минимуму). По Воглеру, прогрессия усложнений начинается с преодоления первого порога, то есть, вставая на путь достижения целей герой обязан сделать первый минимальный шаг.

Афоня берет себе практикантов. Если подумать — зачем он это делает? Афоня создает имидж располагающего к себе человека. Ярче всего это работает в сцене в столовой: Афоня видит за кассой одну из своих бывших и перед ней за счет практикантов он выставляет себя в наилучшем свете, рассчитывая на то, что именно эта девушка станет его новой сожительницей.

Мы понимаем это, когда именно за ней он заходит перед танцами. Танцы, по мнению Афони — точка, где его путешествие может не
только начаться но и закончиться, он рассчитывает очень быстро закрыть вопрос с суженой.

Но ничего у него не выходит, однако на танцах Афоня встречает Катю, сестру своего бывшего партнера по волейбольной команде, которая была влюблена в него еще девчонкой.

Этот момент Вики Кинг называет точкой невозврата, дальше путешествие героя возможно только вперед. В первой половине второго акта автор обозначает нам союзников и врагов героя.

Возникший на пороге Афониного дома Коля — это наставник, он даже вручает Афоне некий Волшебный артефакт, который должен помочь ему в достижении цели покорить сердце девушки (речь о галстуке).

Причем если сначала Афоня от артефакта Коли отказывается, затем он сам о другом таком артефакте просит (головной убор).

Катя — союзник, она вытаскивает Афоню из передряги, другие мужчины — враги Афони.

В Афоне представление о сокрытой пещере, если можно так сказать, архетипично.

Сокрытая пещера для Афони — это квартира Лены, она становится конкретным воплощением его цели, он как рыцарь, оказывается, все это время шел к принцессе, запертой в Башне, чтобы сделать ее своей суженной.

Афоня из кожи вон лезет, чтобы покорить Елену.

Происходит это по той причине, что Афоня, который раньше искал женщину ради того, чтобы та согласившись с его жизненной философией хотя бы какое-то время до поиска новой женщины, помогала ему быть счастливым, внезапно осознаёт, что хочет любви.

После встречи Главного Героя с Леной Данелия вводит в повествование элемент, который прежде в нём отсутствовал — воображение Афони, его представление о будущем. До встречи с Леной Афоня жил только настоящим, после встречи с ней стал грезить грядущим, это особенно хорошо заметно из диалога Афони и Коли у окна.

- Если у тебя предложили планету с любой жизнью — ты с какой выбрал?

- Даааа… где пиво бесплатно.

Можно сказать, что Афоня осознал наличие у него неосознанного желания и это становится наградой, полученной им в результате преодоления главного испытания.

Здесь важно помнить, что в итоге главного испытания герой должен символически погибнуть и Афоня-гедонист внезапно превращается в Афоню-альтруиста, о чём в фильме говорится буквально. Он осознает, что в этом мире есть нечто, для него не менее ценное, чем жизнь в удовольствие, но нечто такое, что он может потерять, если осуществить свое осознанное желание — это любовь.

Правда, Лена неосознанно отшивает Афоню, убеждая его в том, что любят за что-то.

В частности, Лена, в его глазах ( неважно, так ли это на самом деле, важно, что об этом думает главный герой) любит за деньги и такой, как Афоня никогда ей не приглянется, потому что у него денег на неё нет, у него есть только та сумма, которая нужна ему, чтобы выпить и покурить.

Получить удовольствие прямо здесь и сейчас.

Начинается обратный путь Афони, обратный в том смысле, что он неосознанно шел к некоему изменению в своей жизни, но, столкнувшись с определенной неудачей, отказывается продолжать движение в эту сторону.

Как правило, начало Обратного пути символизирует потеря наставника.

В четвертом эпизоде Звездных войн Люк, преодолев главное испытание, теряет Оби-Вана. В первой части Властелина колец Фродо теряет Гендальфа. Каждый из этих героев вынужден дальше идти один и учитывая, что путь в одиночестве сложнее, чем путь вдвоём, герой склоняется к варианту отказа от этого пути.

Афоня теряет Колю и убеждается в том, что его, Афоню, любить не за что, а значит его никто не полюбит.

На что надо обратить внимание — мы не знаем, почему Афоня такой, он ходячий стереотип сантехника, но главный герой не может быть функцией, если только это не тот тип героя, который сам не меняется к концу истории, но помогает измениться другим.

Афоня мог бы заставить Катю его возненавидеть и тогда это была бы история о саморазрушении, но Катя, как и сам Афоня, словно не меняется. Руководство организации, в которой работает Афоня, понижает его до разнорабочего и грозит увольнением, оправдывая это желанием помочь ему выбраться из ямы, в которую Афоня сам себя загнал.

Под ямой в данном случае подразумевается пьянство.

А дальше возникает вопрос — Афоня плохой человек потому что пьет, или Афоня пьет,
потому что он плохой человек
?

Что такое плохой или хороший человек?

По большому счету это ярлыки, отражающие совокупность большого количества факторов, но в первую очередь — полезность обществу, потому что любой ярлык вешается на тебя кем-то и за что-то, то есть, чтобы быть охарактеризованным как хороший или плохой Афоня обязан был либо что-то сделать, либо что-то не сделать.

То же касается самоопределения, что-то должно указать Афоне на то, что он хороший или плохой человек и давая себе подобную оценку он как бы возвышается над самим собой, над своим прошлым.

Афоне считает себя плохим человеком. На это ему указывает Коля, когда спрашивает про тетю Фросю (Афоня не видел воспитавшую его женщину с тех пор, как ушёл в армию, не просто не видел, он ей даже не писал и не звонил). Вот момент, когда Афоня оказывается перед
кризисом, сейчас он либо станет хорошим человеком, отказавшись от философии гедонизма, то есть начнет жить ради других, либо он окончательно утвердится в глазах общества как плохой человек, но зато проживет отпущенный ему время в своё удовольствие.

Правда один, без любви. Человек должен сам решать свою судьбу.

Линия тёти Фроси, несмотря на то, как мало ей уделено экранного времени, именно она помогает зрителю найти ответ на центральный вопрос почему Афоня такой.

Ключевой момент — тетя Фрося не родная мать Афони, она воспитала его (отец погиб на фронте, мать умерла, когда он был ещё ребёнком), отказавшись от собственного личного счастья. Афоня каждый день видел тетю Фросю, которая заботится о нем, не понимая, почему эта
женщина не ищет нового мужа, не заводит собственных детей.

Афоня оставляет тетю Фросю потому что искренне верит, что без него, лишившись его, она достигнет и наконец личного счастья, которого заслуживает, Афоня считает себя обузой.

Вот почему он не возвращается в деревню, став совсем взрослым, вот причина всего, что происходит с Афоней — он был обузой и портил жизнь человеку, отныне он никому больше не будет обузой, но при этом сам хочет быть счастливым.

Так он и стал гедонистом-эгоистом.

О Кате

Главная претензия, которую можно услышать в адрес фильма Данелии — многие не понимают, за что Катя любит Афоню.

Вот тот, кто задается этим вопросом может быть уверен — кино он смотрел невнимательно.

Джон Труби («Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария») предлагает 22 шага для проверки сценария на «законченность»:

  1. Потребность главного героя — Афоня желает жить в свое удовольствие.
  2. Призрак прошлого — мы определили, что Афоня почувствовав себя обузой, пришел к гедонизму.
  3. Проблема и нужда героя — Афоня обделен любовью, именно в ней он нуждается на самом деле.
  4. Побуждающий инцидент — от Афони уходит женщина.
  5. Осознанное желание — Афоня хочет найти новую женщину.
  6. Союзники — Афоня обретает наставника в лице Коли и союзника в лице Кати
  7. Противники — у женщин, на которых Афоня кладет глаз, есть мужчины, более достойные чем он
  8. Подставной друг — с Афоней постоянно проводит время Федул, который на самом деле ему не друг. Федул всегда трется рядом, потому что у Афони есть деньги.
  9. Первое открытие — когда Афоне не дают студентов он понимает, что все вокруг считают его плохим.
  10. План — Афоня выпрашивает студентов, пытаясь показать женщинам, что руководство-то его ценит, а значит он хороший.
  11. План противника — Афоня буквально на танцах оказывается избитым конкурентами-мужчинами.
  12. Движение — Афоня встречает Елену и она становится вектором его дальнейшего пути.
  13. Атака союзника — Катя то и дело проявляет к Афоне знаки внимания.
  14. Значительное поражение — Афоня понимает, что Елена занята.
  15. Второе открытие — Афоня делает вывод, что женщины любят за что-то, а его любить не за что.
  16. Открытие для зрителей — Афоню прежде любила женщина ни за что, просто так. Речь о тёте Фросе.
    Тут прям очень важно, что тётя Фрося Афоне не родная мать, если бы она была родной, получается что она любила бы по какой-то причине, любила бы сына, а так и причины у неё как будто нет.
  17. Третье открытие — Катя любит Афоню без причины, любит, не знает почему, но ничего не может с собой поделать.
  18. Визит к смерти — Афоня приезжает к тёте Фросе и узнает о том что та уже второй год как померла.
  19. Битва — Афоня пытается дозвониться до Кати, она его последний шанс на спасение.
  20. Самооткрытие — Афоня смотрит на себя со стороны, глядя в зеркало милиционера и собственный портрет в паспорте, и понимает — он не тот человек, что был раньше.
  21. Решение моральной дилеммы — Афоня пытается улететь абы куда, потому что раз он нигде не нужен и никто его не полюбит — не важно, где он умрёт.
  22. Новое равновесие — влюбленная в Афоню «ни за что» Катя появляется на Аэродроме, чем заканчивается путешествие Афони.

Возрождение героя

Афоня, возвращаясь в свою деревню, отказывается от алкоголя. В деревне трудно быть гедонистом, так как все здесь друг о друге заботятся. Афоня хочет снова стать любимым.

Да, он проигрывает в этой своей финальной битве, так как тетя Фрося давно умерла, но сам факт того, что Афоня определил, что он хочет сделать со своей жизнью, его отказ от гедонизма в пользу альтруизма помог ему заполучить таки любовь, просто не в том виде, в каком он себе её изначально представлял, а в виде Кати.

И это главное изменение в жизни Афони.

Он всю жизнь считал, что любит за что-то: сперва за его философию (то есть за то, что он такой классный парень), потом за деньги (когда
увидел мужа Елены). Сначала Коля, который, несмотря на размолвку с супругой, решил попробовать вернуться в семью, а потом приставучая Катя не сразу, но открыли Афоне глаза — любят не за что-то.

Если есть причина, по которой человек с тобой — значит это не любовь. В любви не может быть расчёта, настоящая любовь без причины.

Любит и всё, и проявляется эта любовь самопожертвованием: что тетя Фрося, что Катя, даже Коля, отдающий Афоне шляпу.

Тётя Фрося любила и ждала бросившего ее мальчика до последнего вздоха, а Катя отказалась от всего и уехала к Афоне в деревню.

До тех пор, пока Афоня не перестанет копаться в себе, в поисках причины, за которую его можно полюбить, он не будет по-настоящему
счастливым человеком
. Всё, что должен Афоня дать в ответ за любовь к себе — благодарность и любящему человеку, по-настоящему любящему, этого будет достаточно.

Безответная любовь — это, вопреки расхожему мнению, не отсутствие ответной любви, это отсутствие какого-либо ответа.

«Афоня» — это кино о любви, причем гениальное кино о любви. Чтобы поделиться со зрителем своим отношением к этому чувству, озвучить свое определение любви Георгию Данелии не пришлось ни вставлять это слово в название, ни вообще активно использовать его в тексте.

Главный герой фильма неосознанно пытается понять, что такое любовь, так как только это может его спасти.

И пусть никто ему не сказал открытым текстом- «Любовь это или любовь когда» — именно благодаря концовке Афоня узнал таки её истинный смысл.

Теги к статье

Интересное Искусство

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Красная шапочка

    Сюжет известен. Но как бы эту историю описали разные авторы?

    Похожие статьи