Япония. С самого начала


На формирование Японии - в том числе и менталитета - более всего повлияла самоизоляция. Об истории страны Восходящего Солнца, которую так назвали ... в Китае.

Оказывается, нет.

Во времена оледенения, когда уровень вод упал, японские острова были связаны перешейком с Кореей и Сахалином, откуда, собственно, первоначальное заселение и началось.

Заселение с Кореи

В японской и мировой исторической науке существует множество подходов к периодизации истории Японии. Ниже - один из вариантов:

Эпоха древности

(40 тыс. лет назад — 1185 г. н.э.) включает в себя следующие периоды (ещё раз - надо иметь в виду, что наряду с ними существуют и более дробные и альтернативные классификации для некоторых периодов)

Палеолит

Или древний каменный век (40 тыс. — 13 тыс. лет назад).

Время вероятного заселения японских островов по суше. Строго говоря, “японских островов” ещё нет – есть частично соединенный с материком протоостров, на который можно попасть сравнительно легко и даже не замочив ноги. Обнаружено около 5000 палеолитических стоянок относящихся к этому времени. Каменные орудия имеют своеобразную форму обработки, не перенесенную на более позднее время.

Период Дзёмон

Приблизительно соответствует неолиту. Датируется: 13 тыс. лет до н.э. — III в. до н э.

Имеются два крупных ареала заселения, граница между которыми проходит примерно на широте современного Токио. Земледелие в зачаточном состоянии, религиозные представления примитивны.

Типичная стоянка периода Дзёмон

Назван так по типу керамики веревочным орнаментом (дземон).

Керамика периода Дзёмон

Культура Дзёмон была распространена на всей территории архипелага (от Хоккайдо до Рюкю), её представители были оседлым народом занимавшимся собирательством, охотой и рыболовством. Люди культуры дзёмон имели тесные контакты с материком.

Период Яёй

Бронзово-железный век., период с III в. до н э. (массовое переселении с территории современной Кореи) до IV в. н. э. Назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй (район Токио) Основной ареал распространения: север Кюсю, Западная и Центральная Япония. Время появления праяпонцев и праяпонской культуры.

Мощный поток ( 1.2 млн.чел.) переселенцев с юга Корейского полуострова в это время составил заметную часть населения, в общей сложности состоявшего из 3-6 млн. человек.

Основными занятиями древних жителей были рыбная ловля и охота. Археологические раскопки дают представление об особен­ном значении рыболовства для жизни населения. Найдены много­численные кучи раковин, примитивные изделия из раковин, костяные и каменные принадлежности для рыбной ловли, остатки рыбьих костей. По исследованиям специалистов, древние обитатели Японии вылавливали рыбу в большом количестве (до 30 сортов!).
Немалую роль играла ловля крабов и раков. Охота производилась, главным образом, на вепря и на оленя. Меньшую роль играла ловля барсуков, зайцев, медведей, обезьян. Основными орудиями охоты служили лук, каменный топор копьё.
Наряду с продуктами рыбной ловли и охоты в пищу употреб­лялись также и плоды деревьев, некоторые сорта трав и коренья. 

 

В более позднюю, хотя также весьма древнюю, эпоху появляется земледелие, оттеснившее рыболовство и охоту на второй план. Как
показывают итоги археологичееких изысканий, древнее японское население, раньше обитавшее преимущественно на морском побе­режье, продвигается дальше,в глубь страны, и оседает на равнинах, приспособленных самой природой для успешного земледельческого труда, в частности, для культуры риса.

Но вся земледельческая культура (как в отношении выбора злаков, так и системы орошения) была завезена в Японию переселен­цами с материка (с территории нынешней Кореи).

Реконструкция стоянки Яёй

Племена, находившиеся на пути переселенцев с материка, приносивших с собой более высокую культуру, первыми воспринимали эту культуру (прежде всего земледельческую) либо в результате насильственной ассимиляции с пришельцами, либо сохраняя свое
изолированное существование.

В древних китайских источниках эпохи Танской династии можно найти упоминания о «восточных варварах» и о том, Что «к югу и к востоку от Кореи в море находятся острова, на которых свыше 100 государств».  Это представление китайцев о ·rом, что на японских островах находилось множество государств, воз­никло, очевидно, под впечатлением прямой связи населения мате­рика с различными многочисленными родами в Японии.

Период Кофун

Курганный — IV-VI вв.  Назван по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа. В связи со становлением родоплеменного государства Ямато вторая половина этого периода может носить название «период Ямато».

Кофун - гробницы в Японии

В этот период началось распространение письменности и буддизма, сыгравшего в дальнейшем роль общегосударственной идеологии.

Хозяйство сильно дифференцируется и практически разделяется на “цеха”, если не “касты”: земледельцы, гончары, рыбаки, солевары, кузнецы. Военные вожди предпринимают военные походы в Корею.

Период Асука

Период с 592 по 710 гг. Назван по местонахождению резиденции царей Ямато в районе Асука (поблизости от нынешних городов
Пара и Киото). Окончательное становление японской государственности. В 646 г начался длительный период «реформ Тайка», ставивших своей целью превращение Ямато в «цивилизованное» (на китайский манер) государство.

Самое древнее деревянное сооружение мира - пятиярусная пагода храма Хорю-дзи

Провозглашение государственной собственности на землю, становление надельной системы землепользования.

Попытка завоевания Кореи оканчивается полным провалом, как следствие, вооруженные силы реформированы, введена регулярная армия и воинская повинность. Столица страны – Фудзивара, правители – императоры Дзитто, Момму и Геммей.

Период Нара

Период с 710 по 794 гг. Назван по местонахождению первой постоянной столицы Японии в Нара. Название страны было изменено на «Японию» («Нихон» — «там, откуда восходит солнце», "страна восходящего солнца").

Население г. Нара - до 200 тысяч человек! 

Активное строительство государства централизованного типа в соответствии законодательными сводами, в связи с чем этот период (и начало следующего) часто именуется "рицурё кокка" («государство, основанное на законах»). Появление письменных памятников — мифологическо-летописных сводов сводов «Кодзики» и «Нихон сёки».

Строение эпохи периода Нара

Армия обслуживает только внутренние необходимости государства, численность её подразделений в столице составляет порядка 5000 человек. Активное и системное строительство разветвленной сети отличных   дорог, на которых организовано 400 почтовых дворов с интервалами пути между ними в 16 км. Таким образом, эффективно решена проблема перемещения – всего за неделю, двигаясь из столицы, можно было достичь любой самой удаленной точки страны. 

Местопребывание императорского двора в Нара пре­вратило этот пункт в средоточие всей культурной жизни страны, хотя культура и даже роскqшь, характерные для столицы, являлись уделом чрезвычайно узкой социальной прослойки придвор­ных и части родовой аристократии, которая проживала в Нара.

В столице широко была воспринята традиция китайского двора, состоявшая в том, что императорское окружение свой "досуг" посвящало искусствам и литературе. Огромные средства, притекавшие в Нара из провинции, расходовались на украшение столицы зданиями, роскошными парками и храмами. Почти все строи­ тельные работы производились pyкaми рабов.

Было обращено специальное внимаине на то, чтобы увеличить количество рабов в столице. В то время как в провинции рабство не получило значительного развития и, наоборот, стало постепенно исчезаrь (местной знати гораздо выгоднее было иметь свободных крестьян, так как это в большей степени увеличивало её земельные владения), императорская власть издала ряд законов, смысл которых состоял в том, чrобы способствовать увеличению числа рабов вообще и, в особенности, государственных рабов, находившихся в непосредственном владении у двора.

Все рабы разделились на 5 категорий:

  • 1) рабы-прислужники  при императорских гробницах, nриравненные почти к государ­ственным чиновникам;
  • 2) рабы - слуги государственных учрежде­ний;
  • 3) государственные рабы;
  • 4) рабы, выполнявшие роль домаш­них слуг У частных лиц, и
  • 5) другие частные рабы.

В целях увеличения количестnа рабов закон поощрял брани между ними, а .потомство oт смешанных браков рабов со свободными также при­числялось к рабам. Характерно, что дети от свободных и рабов считались государсrвенными рабами. В 90-х годах VII в. был издан закон, разрешающий отдавать в рабство неоплатных долж­ников.

Была допущена также самопродажа. В рабство. Дополни­тельным источником увеличения числа рабов была отдача в раб­ство зa преступления. В государственных рабов превращались и все члены семьи лиц, совершивших определенные преступления.

Правовое положение рабов различалось в зависимости от их кате­гории: государственные рабы первых двух категорий находились в относительно лучшем положении, нежели простые «казенные» рабы и в особенности частные рабы. Убивать рабов формально было запрещено, но за убийство раба полагалось ничтожное нака­зание. Рабов покупали и продавали. Известны многочисленные случаи, когда рабы «Жертвовались» храмам, дарились, отдавались государству взамен установленных податных платежей или просто служили объектом коммерческих сделок.

За поимку бежавшего раба уплачивалось определенное вознаграждение. За продажу раба полагалась ответственность, как за кражу любой другой ценной вещи.

Рабский труд, достигший своего наибольшего распространения в Японии как раз в VIII в., не играл, однако, решающей роли в хозяйстве!
В столице рабы действительно играли роль основной производительной силы. Но основное сельскохозяйственное производство было основано на труде свободных крестьян, число которых значительно превосходило число рабов. Количество ра­бов в Японии в VIII в. составляло от 10 до 20 % всего населения,  а по подсчетам некоторых японских историков - еще меньше, до 5%. 
Кроме двuра, большим количеством рабов владели храмы и монастыри. Некоторые из них по своему богатству не уступали столице. 

Период Хэйан

Период с 794 по 1185. Назван по местонахождению новой столицы — Хэйан (букв, «столица мира и спокойствия», совр. Киото, формально оставался столицей, т.е. императорской резиденцией до 1868 г. )

Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сеэн — усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений.
Политическое доминирование рода Фудзивара (поэтому конец этого периода иногда называют «периодом Фудзивара»).

Эпоха Средневековья

Временной промежуток с 1185 по 1603 гг.,  охватывает следующие периоды.

Период Камакура

Период с 1185 по 1333 гг. ; -  Камакурский сёгунат. Назван по расположению ставки военною правителя (сёгуна), первым из которых был Минамото-но Ёритомо. Учреждение нового центра политической власти — бакуфу (военного правительства) в рамках политической системы, осью которой оставался императорский двор. Дальнейшее социальное возвышение воинов, развитие вассальных связей в их среде;начало упадка вотчинной системы (сеэн).Отражение монгольских нашествии под руководством дома Ходзё, поставившего сегунов под свой контроль. Возникновение новых буддийских школ.

Поскольку общее ослабление центральной власти было обуслов­лено глубокими причинами: всеобщим разорением в результате борьбы с монголами, укреплением группы влиятельных феодалов в юго-западной части Японии (отчасти в силу того, что они сы­грали видную роль в отражении монгольского нашествия, отчасти благодаря более быстрому и успешному развитию на юго-западе ремесла и торговли, развитию торгового судоходства, в частности),то измельчание фигур людей, возглавлявших власть, лишь уско­рило фатальный исход кризиса, который переживал камакурский режим в целом.

Взрыв общего недовольства правительством бакуфу был уско­рен выявившейся беспомощностью в связи с рядом стихийных бедствий в стране, массовыми неурожаями и эпидемиями. Правительству удалось справиться с крестьянскими восстаниями. Но создавшимся положением решила воспользоваться группа враждеб­ных  феодалов. Она вступила в контакт с императорским двором в Киото, где в то время завязывался очередпой узел внутренних интриг между бывшими императорами-монахами и буду­щими императорами-принцами.

В Киото скопилось одновременно 5 экс-императоров, которые все в той или иной степени участвовали в сложной борьбе отдельных феодалов и между собой и с правительством бакуфу.

В центре интриг оказался император Годаиго, который после своего отречения добивался передачи престола свое­му сыну, встретил отпор этому со стороны Камакура и в итоге кратковременной· борьбы был сослан на остров Оки. Ссылка Годайго послужила предлогом для образования антикамакурской коалиции феодалов. Они помогли Годайго бежать из .места ссылки и объявили поход против бакуфу.

Три феодала - Асикага Такаудзи, Нитта Иосисада и Кусуно­ки Масасигэ - возглавили мятеж, разгромили правительственные войска и сожгли Камакура в 1333 г.

Период Муромати

Период с 1333 по 1573 гг., - сегунат Асикага. Назван по расположению ставки сёгунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Часто и его рамках выделяются два подпериода - Южного и Северного императорских дворов (Намбокутё, 1336-1392). соперничавших между собой, и «подпериод воюющих провинций» (Сэнгоку дзидай, 1467—1573). Присвоение большей части полномочий императорского двора сёгунатом.

Распад системы сёэн.

После смуты Онин (1467-1477) — политическая децентрализация и междоусобные войны.

Еще в 1467 г. начинается грандиозное выступление феодалов против Асикага, известное под именем мятежа годов правления
императора Онин. Внешним поводом к этому выступлению послу­жил спор из-за порядка наследования очередного сёгуна. Вся феодальная Япония разделилась фактически на два больших вра­ждующих лагеря, ожесточенно боровшихся один против другого в течение 10 лет (до 1477 г.). После мятежа Онин Япония оконча­тельпо раздробилась на несколько независимых друг от друга частей, хотя сёrуны Асикага существовали еще номинально до 1572 г., когда был свергнут последпий сёгун Асикага Иосиаки. Что же касается императоров, то они совершепно не подавали признаков жизни.

Создание независимых от сёгуната уделов князей (сэнгоку дайме), стремившихся к укреплению вассальных связей и экспансии. Становление самоуправляющихся крестьянских общин. Рост городов и развитие городской светской культуры. Первые контакты с европейцами.

Период Адзути-Момояма

Период с 1573 по 1603 гг., название которому дали замок Ода Нобунага в провинции Оми и место расположения замка Хидэёси в Киото (Момояма). Политическое объединение страны, осуществленное полководцами Ода Нобунага, Тоетоми Хидэеси и Токугава Иэясу.

Ода Нобунага одним иэ первых учел выгоды огнестрельного оружия, завезённого в Японию в 1542 г. португальцами.

Интересный факт - Ода Нобунага вел войну с буд­дистскими монастырями и в поисках союзника очень благосклонно отнесся к идее использования христианства. В 1567 г. в Нагасаки, по инициативе местного феодала Омура, была даже выстроена цер­ковь, и в надежде на известные материальные блага (торговля с португальцами). Омура в принудительном порядке заставлял креститься своих подвассальных. В 1582 г. на Кюсю насчитыва­лось уже свыше 100 тыс. человек местного христианского насе­ления. НО!  Оказывая христианам поiровительство,  Нобунага ни на минуту не сомневался в том, что они призваны сыграть роль известного орудия в его pyкаx.  Диктатура Ода Нобунага продолжалась сравнительно недолго - 14 лет.  Следующий сёгун к христианам обращался не так благосклонно, скорее наоборот...

Реформы Хидэёси, во многом заложившие фундамент социально-политической системы следующего периода. Провал завоевательных планов Хидэёси.

Во время южного похода Хи­дэёси впервые столкнулся с компактным населением «обращенных в христианство», слепо веривших иезуитам, открыто проявлявших свое нежелание считаться с японскими обычаями и отказывав­шихся повииноваться «языческим» властям. В результате появи­лись известные шесть вопросов, заданных Хи­дэёси правителям южных провинций, в связи с распространенностью в них хри­стианства.

«Вопросы» гласили:

  • 1. Принуждали ли иезуиты япон­цев принимать христианство?
  • 2. Почему иезуиты подстрекают своих учеников разрушать японсrше храмы?
  • 3. Почему пресле­дуются буддийские священники?
  • 4. Почему христиане употреб­ляют в пищу мясо полезных людям животных, в частности, рабо­чего скота?
  • 5. Почему разрешается португальцам увозить с собой японцев и превращать их в рабов в Индии?

Ответы на эти вопросы были признаны неудовлетворительными, и в 1587 г. Хи­дэёси издал распоряжение об изгнании иезуитов и прочих европейских миссионеров из пределов Японии в 20-дневный срок. На купцов этот указ пе распространялся.

Но от христиан нельзя было так просто отделаться. Иезуитам удалось мобилизовать всю свою ловкость для того, чтобы свести "на нет" приказ Хи­дэёси . Монахи стали сами интенсивно заниматься коммерческqй деятельностью, чтобы оrвести от себя обвинение в пропаганде и в неподчинении японским законам. Дело ограни­чилось частичным закрытием христианснских храмов.

Всё же это оказалось лишь отсрочкой. Прибытие в 15D3 г. в Японию группы испанцев - францисканских  монахов - ознамено­валось началом непрерывной полосы политических интриг, по­средством которых испанцы пытались восстановить правительство Хи­дэёси против своих соперников - иезуитов, доказав их нелояльность по отношеrнию к Японии.

В результате взаимных разоб­лачений, в ходе которых были обнаружены реальные и далеко идущие планы европейцев при помощи христианской пропаганды подготовить почву для прихода военных кораблей и завоевания Японии, Хи­дэёси, заняrый тяжёлойi войной в Кopee, приказал покончить с христианами - «бунтовщиками изменниками».

В 1597 г. он издал указ, решительно запрещающий христианство, а на головы интриганов из обоих лагерей - и испанцев и португальцев - обрушился ряд репрессий:

Около 80 христианских проповедников было казнено, церкви были разрушены, феодаль­ным князьям под страхом смерти и лишения владений было запрещено­ принимать новую религию. Все иезуиты (число которых составляло по всей стране cвышe 150 человек) были обязаны не­медленно покинуть страну.

Эпоха Токугава

Период с 1603 по 1867; - сёгунат Токугава, иногда ее называют еще эпохой Эдо (современный город Токио) по расположению ставки сёгунов из рода Токугава. Хронологически соответствует периоду Нового времени в мировой истории, но по своему содержанию несколько отличается от принятого в европейской исторической науке классического понимания Нового времени, сочетая в себе феодальную социально-политическую систему и ростки капиталистического уклада в социально-экономической сфере.

Основатель этого сёгуната — Токугава Иэясу — вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным «закрытием» страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который теперь называют «японским».

Только в эту эру в Японии наконец "прижились" деньги. Почему их "не вводили" раньше? Да просто потому, что в Японии НЕ БЫЛО в наличии больших серебрянных рудников, как, к примеру, в Корее или Китае!

Эпоха Мэйдзи

Период с 1868 по1905 -  проводится до окончания русско-японской войны и подписания Портсмутского мира в 1905г. , хотя
временные рамки периода Мэйдзи — с 1868 по 1911 гг.  Эпоха Мзйдзи названа так по девизу правления императора Муцухито — «светлое
правление».

Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный
характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т е. «реставрации» власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах.  Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.

Эпоха олигархического капитализма

Период с 1905 по1945; Япония в первой половине XX в. 

Эта эпоха в принятой в японской историографии системе нэнго включает последние годы периода Мэйдзи (с 1905 по 1911 гг.  ), весь период Тайсё (1912-1925), а также часть периода Сёва вплоть до поражения страны во Второй мировой войне в 1945 г.

В эту эпоху наблюдается активное развитие капитализма в стране; по итогам версальско-вашингтонской системы Япония закрепляется в качестве
одной из ведущих держав на мировой арене и усиливает экспансионистскую компоненту в своей внешней политике. После непродолжительного этапа партийной политики, когда в политической сфере начинают проявлять себя ростки демократии (демократия Тайсе), страна вступает в период милитаристского правления.

Происходит несколько попыток военных переворотов, организованных праворадикальными силами. На внешней арене Япония вступает на путь агрессии в Восточной Азии. Завершается этот этап вступлением страны во Вторую мировую войну и ее сокрушительным поражением в 1945 г. от стран антигитлеровской коалиции.

Эпоха послевоенного демократического развития

Период с 1945 г и по наше время;  Япония после Второй мировой войны -  приходится на значительную часть периода Сева (1925-1988) и период Хэйсэй (1989 — н.в ).

Император Хирохито
Хирохито, император Сёва, - 124-й император Японии с 25 декабря 1926 года. Генералиссимус японских войск, имел чин британского почётного генерала, а затем - почётного фельдмаршала.

В этот период Япония проводит в условиях иностранной военной оккупации радикальные демократические реформы, в результате которых страна осуществляет мощный экономический скачок и превращается во вторую по мощи экономику мира.

 

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Юкатанская война каст

    Как гражданское противостояние на Юкатане в XIX веке переросло в настоящую войну между белыми юкатеками и потомками индейцев майя? Что такое культ говорящих крестов?

    Умный дом против

    Ролики, в которых УМНЫЙ ДОМ не пускает собственных жильцов в большинстве случаев откровенные пранки. Но есть исключения!

    Пираты. Чёрная борода

    Часто говорят о двух древнейших областях профессиональной деятельности – проституции и шпионаже. Довольно уверенно можно отметить и третью древнейшую профессию – пиратство.