Юкатанская война каст


Как гражданское противостояние на Юкатане в XIX веке переросло в настоящую войну между белыми юкатеками и потомками индейцев майя? Что такое культ говорящих крестов?

В начале девятнадцатого века из-под колониального ига освободились и Мексика, и Центральная Америка — в том числе и полуостров Юкатан, где жили майя. Теперь это было «Юкатанское государство», хотя и связанное с Мексикой, но, по существу, мало зависимое от метрополии.

Правители Юкатана

Им владели — так же как и другими областями и государствами Центральной Америки — малочисленная группа местных плантаторов и разные жаждущие власти опереточные офицерики. Никому из юкатанских политиков и военных и в голову не приходило, что в дела Юкатана может вмешаться коренное население — майя, внуки Хасинто Кан Эка.

Их занимали тогда «более важные» проблемы: как захватить власть и вырвать ее из рук соперничающей политической клики и как порвать с Мексикой, частью которой Юкатан был со времени победоносного завершения антииспанской революции.

Таким образом, у этой малочисленной группы господствующих креолов, проживающих в основном в трех городах — Мериде, столице Юкатана, в крупном порту Кампече и Вальядолиде, было много дел: они без конца дискутировали, устраивали заговоры, развязывали войны.

Каждый раз, когда кто-нибудь из юкатанских генералов трубил поход, он посылал своих вербовщиков в индейские деревни, чтобы те собрали для его армии необходимое число солдат.  

И здешние майя, возглавляемые своим местным батабом-старостой, покорно шли проливать кровь в этих мини-войнах креолов против креолов.

Таких войн было несколько, но все они кончались одинаково: они приносили кратковременную победу одной из соперничающих сторон, а индейцам лишь благодарность на словах и ничего больше. Хотя — нет, кое-что еще: знание способов современного ведения войны, оружие, которое юкатанские майя уже не возвращали своим господам, и растущую уверенность в себе. 

Свержение господ Вальядолида на полуострове Юкатан

Однажды, в начале 1847 года, опять пришли посланцы одного из генералов вербовать индейцев для участия в восстании против находящегося у власти Барбачано и его людей из Мериды. И случилось так, что индейцы разделались с отрядами из Мериды своими силами, без командования креольских генералов, которые их призывали к этому восстанию.

Когда майя поняли то, чего до сих пор не понимали, а именно — что они способны сами побеждать креольских господ, они не стали ждать чужих советов и повели наступление на самый ненавистный им город белых — на аристократический Вальядолид. И захватили его.

Взяв Вальядолид, майя уверовали в свои силы. Они отомстили за Хасинто Кан Эка, за пятьсот убитых в Кетсиле, за тех, кто был задушен перед кафедральным собором в Мериде, и за тех «счастливых», которым было отрезано лишь ухо. 

Майя убили военного начальника города, священника, надругались над всеми девушками из знатных семей и затем — обнаженных привязали их к решеткам окон родительских дворцов; грабили город, убивали самых ненавистных представителей местной знати, а потом якобы даже ели мясо своих жертв.

Это был социальный бунт. Восстание бедных против богатых.

Победители шли по улицам города и кричали: «Уничтожим, раздавим тех, кто носит рубашки». Многих из плантаторов в тонких рубашках и в костюмах из английского сукна майя действительно лишили жизни.

Позже, когда прошло головокружение от полученной власти, они вернулись в свои бедные деревни и стали ждать наказания. Наказания не было! Потому как бедных индейцев майя на Юкатане было очень много, а богатых креолов — всего лишь горстка.

Драматические события, между тем, развивались. После незапланированного вальядолидского взрыва некоторые индейские вожди начали обдумывать и готовить новые боевые выступления.

Подготовка к восстанию на Юкатане

Первым из вождей готовящегося восстания юкатанских майя был Мануэль Ай, батаб из деревни Чичимилья, вторым — Хосинто Пат, вождь из Тихосуко, третьим — Сесилио Чи, вождь из Ичмула. К этой тройке индейских заговорщиков вскоре присоединился еще вождь памятного вальядолидского нашествия. Бонифасио Новело.

Эти четверо думали, что предстоящая юкатанская война станет войной индейцев в интересах индейцев. И, они начали к ней готовиться. Собирали деньги, войско, оружие складывали на ранчо Кулумпич, принадлежавшем Хасинто Пату.

Военные приготовления не остались незамеченными. Какой-то белый поставил в известность нового начальника гарнизона Вальядолида, что майя в июне 1847 года собирается снова напасть на город. Начальник гарнизона полковник Эулохио Росадо выдал ордер на арест подозреваемых батабов Пата и Чи.

Еще одно доказательство военных приготовлений Росадо получил от владельца корчмы из деревни вождя Мануэля Ая. Тот нашел в шляпе напившегося в его заведении отца одного из батабов письмо, которое свидетельствовало о том, что сын пьяницы и его сподвижники готовятся выступить против господ.

Однако карательная экспедиция Росадо сумела арестовать только Мануэля Ая. Его расстреляли.

Оставшиеся три члена «генерального штаба» майя избежали казни. Отряд Сесилио Чи напал на город Тепич, взял его и уничтожил несколько десятков местных креолов. В середине 1847 года на земле центральноамериканских майя разгорелась длительная борьба, которой потом история дала название «война рас».

На креольской стороне все споры были тотчас забыты.

Мир с Юкатанским правительством

Юкатанское правительство объявило полную всеобщую мобилизацию. В армию призывались все без исключения мужчины от шестнадцати до шестидесяти лет. Естественно, только белые и метисы. А индейцы? Даже тех, кто продолжал верно служить белым, отправили в тюрьму, а многих — без какой-либо причины — расстреляли. Со своей стороны, и восставшие индейцы на заседании своего «генерального штаба» в Кулумпиче приняли решение вести войну без всякой пощады.

Так началась юкатанская война. 

Майя на первых порах везло.

Но их успеху вредило то, что они не имели верховного военного руководителя. Одного своего Тупака Амару. Ай был убит, а вожди Пат, Чи и Новело, очевидно, не сумели договориться, кто из них должен занять место нового главнокомандующего армией майя.

В конце следующего года креолы воспользовались тем, что восставшие индейцы не имели единого верховного руководителя, и заключили с более уживчивым из трех вождей майя Патом мнимый всеобщий мир, удовлетворили многие требования индейцев, в частности, отменили личные налоги, ликвидировали долги всех работающих по найму индейцев, возвратили реквизированное оружие и т. д.

Одновременно этим соглашением креолы признавали Пата единственным высшим «гран касике де Юкатан» — верховным вождем юкатанских майя. Они даже направили в главный стан майя авторитетную делегацию, состоящую из высоких представителей юкатанских креолов, передавших Пату белоснежный флаг, на котором золотыми буквами был вышит присужденный ему властями высокий титул: «Эль гран касике де Юкатан».

Майя, казалось бы, победили. Они добились выполнения целого ряда своих требований. Однако креолы поступили хитро: они признали вождем индейцев только Пата, а двух других совершенно забыли, сознательно посеяли семена зависти и вражды между тремя главными руководителями майя.

Наступление на город Мерида на полуострове Юкатан

Но какое-то время мир, подписанный Патом, «действовал». Только в конце года начались новые бои на севере страны. А потом снова забурлил весь Юкатан. На этот раз майя начали генеральное наступление, которое превосходило все их предшествующие военные акции. С трех сторон они приближались к Мериде.

Их наступление вызвало среди креолов панику. Кто мог, бежал в порт Сисаль и садился на любое судно. Подавляющее большинство креолов бежало на ближайшие острова (преимущественно на остров Кармен).

В то время как все покидали город, губернатор Барбачано писал в своей канцелярии приказ об эвакуации столицы. Когда он дописал его, то обнаружил, что во всей Мериде не осталось уже ни одного типографского рабочего, который мог бы набрать правительственное заявление, и что уже нет даже бумаги, на которой можно было бы напечатать обращение к жителям. Так что губернатор тоже покинул свой пост. С ним вместе уехал и епископ Юкатана, бежавший от своих «индейских овечек» до самой Гаваны.

И все-таки опустевшую Мериду индейцы не заняли. Город спасли «летающие муравьи» — местные юкатанские кузнечики, которые на полуострове традиционно возвещают начало уборки кукурузы.

Прилет «летающих муравьев» для земледельцев майя, у которых кукуруза тысячи лет являлась их единственной кормилицей, был сигналом более важным, чем приказы их начальников. Индейцы отправились домой убирать свои поля. А на поле боя они вернулись только на следующий год.

Если бы не эти «летающие муравьи», кто знает, может быть, Юкатан вновь стал бы — и уже навсегда — индейской страной.

Помощь США и Мексики правительству Юкатана

 

Руководители креольского войска воспользовались передышкой. Они усилили укрепления городов, которые на Юкатане еще оставались в их руках, и очень интенсивно стали искать помощи за границами своего центрально- американского полуострова.

Помощь здешним креолам предоставили, как ни странно, совместно две страны, между которыми велась одна из самых памятных войн в Америке: Соединенные Штаты и Мексика.

Мексика, к которой Юкатан, собственно, относился, эту войну проиграла. Она потеряла в ней многие свои территории. Однако недавно заключенный мир дал Мексике возможность протянуть руку помощи юкатанским креолам в обмен на их отказ от планов на отделение.

Такую же помощь предоставила юкатанскому государству плантаторов и вторая сторона этого только что закончившегося конфликта — то есть Соединенные Штаты. Несколько сот американских солдат, которые, когда война завершилась, с удивлением обнаружили, что не знают, чем теперь заниматься, охотно приняли предложение юкатанского правительства истребить индейское население их страны в обмен на постоянную оплату, а после победы над индейцами — получение земельных наделов в триста двадцать акров на человека.

Это были, прежде всего, солдаты американской Тринадцатой пехотной дивизии под командованием капитана (который сам себя произвел в полковники) Джозефа Уайтама. Таким образом, креолы в период «тайм-аута» увеличили свои силы, а индейцы, наоборот, потеряли свое преимущество. К тому же правительство юкатанского государства избавлялось от своих пленников теперь очень непривычным и варварским способом.

Пленников, даже мирных жителей, которые вообще не участвовали в войне, оно продавало в рабство на Кубу для работы на сахарных плантациях. Цена одного индейца составляла тогда 25 песо-франко Гавана.

В то время, когда уже все страны мира отказались от торговли черными рабами, правительство одного из центральноамериканских государств избавлялось от своих собственных граждан только потому, что они были индейцами.

Главный военачальник майя

Индейцы все еще не имели единого верховного военного руководителя. Три вождя возглавляли по существу отдельные войска майя, объединенные общностью целей и задач, но не общим командованием. Первым из них был Пат, по воле креолов ставший «великим касиком Юкатана», вторым — Новело, который все пережил, а третьим — Чи, наиболее революционный и прозорливый.

Именно Чи суждено было погибнуть первым. И не на поле битвы. И не за свои идеалы. Совсем по другим причинам. В то время как этот самый значительный военачальник майя завоевывал одно креольское поселение за другим, его личный секретарь, метис, так же успешно завоевывал его жену. Чи, однако, начал кое-что замечать. Поэтому соблазнитель, чтобы избежать самого худшего, убил своего начальника неожиданным выстрелом сзади.

Коварное убийство, не осталось в тайне. Возмущенные майя решили сурово наказать убийцу. Тот защищался, пока мог. Но был быстро побеждён и затем разорван индейскими воинами на куски. Майя убили и неверную жену своего вождя. И бросили ее тело на растерзание стервятникам. Своего любимого полководца они одели в лучшие одежды и захоронили в полу храма в его родном городе Теиче.

Преемник Сесилио Чи — батаб Пеу — убил вскоре второго из главных вождей майя Хасинто Пата, которого подозревал в тайном сотрудничестве с креолами. Так что из четырех руководителей, которые готовили великую национальную войну юкатанских майя, уже троих не было в живых. Ай погиб от солдатской пули, Чи был застрелен любовником своей жены, Пат — убит военачальником другого отряда майя. А Новело воевал теперь с небольшим отрядом по своему разумению в области Вальядолида.

Главным военачальником все еще необъединенных майя теперь становится индеец, носящий испанское имя, — Хосе Мария Баррера, герой великой победы индейцев у Питуко, где майя в одном сражении захватили сотни нагруженных телег, семьдесят восемь мулов, много тонн боеприпасов, огромное количество оружия и где уничтожили около трехсот солдат креольской армии.

Баррера потом привел отряды майя на территорию малоизвестного и до сегодняшнего дня дикого восточного Юкатана, ныне — Кинтана-Роо.

И именно Кинтана-Роо стал потом на многие десятки лет основным полем боя.

 

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Похожие статьи