Путешествие финикийцев вокруг Африки


О плавании финикийцев вдоль побережья Африки сообщает греческий историк Геродот, который писал, что именно финикийцы доказали, что Африка со всех сторон, кроме Синая, окружена морями. Кстати, других прямых доказательств путешествия НЕТ.

Сегодня Суэцкий канал - это одна из самых загруженных водных магистралей на планете, с которой по значимости может соперничать разве что Панамский канал.

Практически все торговые маршруты из азиатских стран - Китая, Индии, Японии, Индонезии и Индокитая, а также из Австралии, пролегают через него. Значимость этой стратегически важной точки трудно переоценить: достаточно одному судну перегородить этот канал, создать пробку, заблокировать его - и вся торговля Востока с Западом просто встанет на неопределенное время.

Однако так было не всегда, ведь Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.

До этого великого события все суда были вынуждены ходить обходным путем - вокруг Африки. Все мы еще со школы знаем, что первым путь из Европы в Азию, в Индию, проделал Васко да Гама в 1497-99 гг.

Однако еще за две тысячи лет до него впервые вокруг Африки совершили свое грандиозное путешествие финикийцы.

Предыстория

Конец седьмого века до нашей эры - время больших перемен.

Под натиском соседей и восставших покоренных народов была уничтожена Ассирийская держава - первая империя в истории человечества. Торжествующие победители, возродившееся Вавилонское государство и могущественная Мидия, приступили к дележу ассирийского наследства.

Упадок Ассирии был предопределён.

Базировавшиеся лишь на военном принуждении многонациональная страна могла поддерживать свой статус великой державы до тех пор, пока она могла вести победоносные завоевания.

С прекращением экспансии и чередой военных поражений неминуемо наступил и и крах.

Чувствуя ослабление своего покровителя, первым оковы иноземной зависимости сбросил Египет.

С пришествием к власти энергичного фараона Псамметиха I начинается новая 26 египетская династия.

Новый фараон вновь объединил Египет, подавил сопротивление местечковых правителей, после чего обратил свой взор в сторону Азии.

Левант, историческая область на восточном побережье средиземного моря, издревле привлекал к себе завоевателей всех мастей. Стратегическое расположение на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом, делала этот регион очень ценной добычей.

Финикийцам, жителям прибрежных городов Тира, Библа и Сидона в своей политике приходилось лавировать между более могущественными соседями. Близость к морю и скудность природных богатств самой Финикии поощряли ее жителей развивать морскую торговлю и грамотно распоряжаться имевшимися ресурсами, становиться более изобретательными.

Левант

Финикийцы прославились как искусные мастера - стеклодувы, ткачи, ювелиры и кораблестроители.

Важной частью экспорта стал открытый ими краситель тирский пурпур, добывавшийся из брюхоногих моллюсков иглянок и применявшийся для окрашивания тканей.

Из ливанского кедра, образ которого сегодня красуется на флаге Ливана, финикийцы сооружали свои торговые суда, бороздившие просторы Средиземноморья. В северной Африке, Испании и итальянских островах финикийцы основали свои колонии, через которые они вели торговлю с местным аборигенским населением.

Торговые пути финикийцев

Оттуда товары шли в Финикию, откуда уже по суше они отправлялись в глубь азиатского континента.

Чтобы контролировать эту торговую артерию, Псамметих I совершает в Ливан несколько военных походов, которые, впрочем, окончились неудачно. Ему пришлось даже пойти на сближение с бывшими угнетателями ассирийцами, чтобы сохранить баланс сил в регионе и удержать крепнущую Вавилонию от захвата финикии.

Эту же политику продолжил и его сын – Нехо II, человек деятельный и смелый.

Однако и его военные предприятия не увенчались успехом, вавилонцы нанесли фараону несколько поражений, окончательно выбив египтян из Леванта.

Несмотря на эти неудачи Нехо II смог отстоять границы собственно египетских земель.

Кроме того ему удалось наладить прекрасные отношения с греческими и финикийскими торговцами, ставшими желанными гостями в Египте.

Также Нехо II приступил к восстановлению древнего канала фараонов, когда-то соединявшего реку Нил и Красное море. Этот канал должен был выполнять ту же роль что и Суэцкий канал сейчас - обеспечить бесперебойную морскую связь между Индийским океаном и Средиземноморьем.

По свидетельствам древнегреческого историка Геродота, чьим повествованием мы и будем руководствоваться в описании дальнейших событий, канал так и не удалось завершить.

Длина канала, по словам Геродота, равнялась четырем дням пути, он был достаточно извилист, а широк настолько, что по нему могли идти «гонимые веслами две триремы рядом; вода в него проведена из Нила». Грандиозная работа унесла множество жизней: «при проведении канала погибло сто двадцать тысяч египтян».

Его сооружение близилось к концу, когда фараон был напуган оракулом, возвестившим, что строит он «для варвара», а варварами египтяне называли всех говорящих на чужом им наречии.

Тем не менее торговые связи между Египтом и Пунтом, областью, которую мы сейчас называем Африканский рог, расширялись и крепли.

Еще больше этому поспособствовало враждебная позиция государства Мероэ (Нубия) на территории современного Судана.

Контролируя среднее течение Нила они перекрывали египтянам пути сообщения в глубь Африки, откуда в Египет шли ценные породы дерева, слоновая кость, металлы, и конечно, рабы.

Путешествие

В сложившейся ситуации Нехо II задумывает небывалое по своей амбициозности предприятие, масштабов которого он сам скорее всего до конца не представлял.

В 600 году до нашей эры греки-колонисты основывают поселения Массалия, старейший город на территории современной Франции, который мы сегодня знаем как Марсель.

В том же году финикийцы по поручению фараона Нехо II начинают свое путешествие.

Геродот описал его так:

Ливия, так называли известную часть Африки в древности, кажется со всех сторон окружена водой, кроме той части, который граничит с Азией.

Мир в представлении Геродота

Первым из тех, кого мы знаем это, доказал Нехо, царь египтян. Остановив рытье канала из Нила в аравийский залив, Красное море, он отправил на кораблях финикиян, приказав проплыть назад через Геракловы столпы, Гибралтарский пролив, пока не войдут в Северное море, Средиземное море, а через него в Египет.

Финикияне двинулись из Эритрейского моря, юг Красного моря, вошли в Южное море, Индийский океан.
Когда наступала осень они приставали к берегу, засевали землю, в каком бы месте Ливии не находились, и ожидали жатвы, а убрав хлеб продолжали плавание.

Так прошло два года, и на третий год, обойдя Геракловы столпы, финикияне прибыли в Египет и говорят, по моему, неправду, а другой кто-нибудь может быть поверит, что плывя вокруг Ливии они имели солнце справа.

То есть финикийцы на галерах смогли обойти громадный африканский континент за две тысячи лет до того, как этот же подвиг смогли повторить португальцы в конце 15 века!

И не просто обошли, а проплыли вдоль всего побережья, а это, на минутку, 30 с половиной тысяч километров.

Предполагаемый маршрут путешествия финикийцев вокруг Африки

Однако, если португальцы (а в античности - карфагеняне, дошедшие лишь до экватора) огибали Африку с запада на восток, из Атлантики в Индийский океан, то финикийцы наоборот, плыли из Индийского океана в Атлантический. Такой маршрут был гораздо легче, кораблям сопутствовали муссонные ветры и течения, идущие с севера на юг вдоль восточного побережья Африки.

Даже сегодня такое плавание выглядит вполне впечатляющим.

Других свидетельств, кроме этой короткой заметки Геродота, у нас НЕТ.

Скорее всего египтяне, с которыми беседовал ученый грек, не пожелали раскрыть чужеземцу всех своих коммерческих тайн.

Но можно ли здесь доверять отцу истории? Насколько достоверно и вероятно была это путешествие?

Геродот опустил привычные для него подробности описания морских путешествий, но отметил два необычных обстоятельства:

  • Во-первых он был удивлен, что моряки странствовали столь долго, что вынуждены были добывать пропитание,
    дважды засеивая пшеницу на местах своих долговременных стоянок. Неужели им не встретились местные жители? Скорее всего африканцы просто старались держаться от чужаков на кораблях подальше.
  • Второе обстоятельство, которое сам Геродот ставит под сомнение - это солнце справа.

Как вы знаете, в полдень солнце находится в зените своей наивысшей точки. Для жителей Северного полушария и для Геродота в частности, абсолютно нормально, когда в полдень отбрасываемая тень укажет направление на север, солнце, соответственно находится на юге или по левую руку, если мы будем смотреть на запад.

Когда финикийские мореходы пересекли экватор, они попали в Южное полушарие, в котором отбрасываемая в полдень тень была направлена уже на юг.

Компас тогда еще не придумали, но моряки прекрасно ориентировались по солнцу и для них было совершенно
непонятно, как великое светило прыгнуло на противоположный край небосклона.

Этот занятный факт, в подлинности которого усомнился Геродот, как ни странно, полностью подтверждает всю приведенную им историю про путешествие финикийцев!

Только зайдя за линию экватора финикийцы смогли увидеть своими глазами эту астрономическую аномалию и впоследствии рассказать о ней, и у Геродота это не описано, скорее всего, финикийцев удивил и вид изменившегося звездного неба, где вместо привычных медведицы и Полярной звезды красовался скромный Южный крест.

Что же касается пригодности финикийских судов для столь длительных морских переходов, то она была полностью подтверждена двумя путешествиями на аутентичных реконструированных судах.

В первый раз это удалось сделать французам Анри Жиль-Артаньяну и его другу кораблестроителю Рене де Торлаку, построившим точную копию финикийского судна, длиной 24 метра, которые экспериментаторы назвали «Пунт».

Пунт - попытка повторить путешествие

Старт был дан летом 1977 года в Красном море, а спустя два года «Пункт» достиг Египта уже со стороны Средиземного моря.

Аналогичное путешествие было совершено в 2008-2010 годах в экспедиции под руководством британца Филиппа Билла на корабле-реплики «Финикия».

Финикия - попытка повторить путешествие

Исследователь нанял археологов и судостроителей для проектирования и строительства финикийского 20-метрового 50-тонного судна на основе найденного древнего затонувшего судна в западной части Средиземного моря.

Филип Бил отправился в путешествие с острова Арвад у берегов Сирии. Он прошел через Суэцкий канал в Красное море, проплыл вдоль восточного побережья Африки и обогнул мыс Доброй Надежды. После этого он прошел на корабле вдоль западного побережья Африки, вошел в Гибралтарский пролив и вернулся в Сирию.

Существуют косвенные археологические свидетельства плавания — в 1827 году английский путешественник Джордж Томпсон упоминает о находке, сделанной в Капской колонии (ныне — ЮАР) недалеко от мыса Доброй Надежды.

Там были найдены части обшивки древнего судна. Было сделано заключение о том, что обшивка состоит из древесины ливанского кедра, из которого строили свои корабли финикийцы. Кроме того, уже в конце ХХ века в ЮАР были обнаружены наскальные рисунки, изображающие корабли.

Они были нанесены острым предметом на прибрежные скалы в нескольких частях побережья и часть из них могут быть интерпретированы как корабли финикийцев.

Итог

Так что же у в сухом остатке?

Несмотря на столь масштабную экспедицию, полностью выполнившую поставленную перед ней разведывательную миссию, египтяне не воспользовались ее результатами.

В пятьсот девяносто пятом году до нашей эры Нехо II умирает, а его сын Псамметих II отказывается от морских экспедиций и освоения африканского побережья и вступает в длительную борьбу с соседями - вавилонянами и мэруитами.

Конец этому противостоянию поставил третий игрок - персы, которые сначала подчинили себе Вавилонию а затем и сам Египет, превратив их в свои провинции сатрапии.

Персы поставили точку

Та же судьба постигла и Финикию, но если на исторической родине дела становились все печальнее, финикийские колонии, разбросанные по Средиземному морю, только вступали в пору своего расцвета.

Одна из таких колоний даст начало новой мощной державе, которые продолжат славные традиции финикийских мореплавателей - Карфаген.

 

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Шотландия. История противостояния

    Кажется, что Великобритания - единое государство, под властью Короны. Но если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что страна поделена на четыре автономных региона.

    Джайна. Лики войны

    Говорят, русская версия песни в разы лучше оригинала... Предлагаю поспорить!

    Похожие статьи