Перехваты - как оно бывает
Перехват – чаше всего целенаправленная акция, целью которой является разведка, провокация, проверка ВВС потенциального противника на способность реагирования на подобные нарушения.
Любая страна, имеющая в своем арсенале боеспособные ВВС, защищает свое воздушное пространство. Одним из средств такой защиты является перехват цели. В современном понимании этого слова «перехватить цель» означает выйти в ту же точку пространства, в которой в данный момент времени находится объект перехвата. Чаще всего это иностранный военный или гражданский самолет.
Перехват цели вовсе не означает ее уничтожения.
Перехват чаще всего осуществляется в нейтральном воздушном пространстве для того, чтобы предотвратить потенциальное нарушение воздушных границ государства.
Вполне может случиться, что самолет, на перехват которого были посланы истребители, банально заблудился или сбился с курса, либо у самолёта какие-то проблемы технического характера и ему нужна экстренная посадка.
15 сентября 2005 года группа истребителей Су-27 выполняла перелет с аэродрома Сиверский Ленобласти на одну из авиабаз под Калининградом. Уже на маршруте пилот одной из машин майор Валерий Троянов доложил о потере ориентировки.
Исчерпав запас горючего, летчик катапультировался. Выяснилось, что он по ошибке оказался на территории Литвы. Истребитель упал в 55 километрах от Каунаса. В ходе расследования выяснилось, что причинами аварии стали ошибки пилотирования, а также отказ навигационной системы.
Ниже — типичные примеры перехватов.
Перехват бомбардировщика
29 мая 2020 года дежурными силами по ПВО Западного и Южного военных округов были своевременно вскрыты действия стратегических бомбардировщиков В-1В ВВС США над нейтральными водами Черного и Балтийского морей и осуществлено их сопровождение российскими истребителями.
Сопровождение разведчика
10 апреля 2021 г. российскими средствами контроля воздушного пространства над нейтральными водами Тихого океана была обнаружена приближающаяся к Государственной границе РФ воздушная цель. Для опознавания воздушной цели и недопущения нарушения Государственной границы РФ в воздух был поднят истребитель МиГ-31 из состава дежурных по противовоздушной обороне сил Восточного военного округа.
Перехват
Первым делом воздушное судно необходимо взять на сопровождение.
Дежурный истребитель сближается с целью и идет с ней параллельным курсом. Главная задача на этом этапе — идентифицировать самолет-нарушитель.
Далее перехватчик передает "земле" первичную информацию: тип воздушного судна, национальная принадлежность, бортовой номер. Сразу после этого пилот истребителя начинает активно привлекать к себе внимание подозрительного борта — необходимо показать, что он под наблюдением. Летчик, продолжая двигаться параллельным курсом, делает быстрый крен влево-вправо — "машет крыльями".
С одной стороны, сообщает: "Обратите внимание, я тут!"
С другой — недвусмысленно демонстрирует ракеты "воздух-воздух", закрепленные на подвесках под крыльями.
Если нарушитель никак не реагирует, истребитель, выдерживая прежний курс, увеличивает скорость и выходит чуть вперед, чтобы гарантированно оказаться в зоне видимости экипажа своего "визави".
Когда летчик убеждается, что его наблюдают, то поворотом ручки управления делает деликатный "кивок" в сторону от государственной границы, намекая, что залетному гостю пора бы и честь знать.
Если нарушитель не реагирует, летчик повторяет все элементы в той же последовательности, но со стороны другого борта подозрительного воздушного судна. Согласно правилам авиационного этикета, эти действия — предельно корректные, "джентльменские" сигналы.
Далее всё зависит от ситуации.
Если нарушитель не робкого десятка и турбулентностью его не испугать, перехватчик "подрезает" его еще раз.
Параллельно он может запросить помощь другой машины. Далее два истребителя берут самолет-разведчик в "клещи" и сопровождают его с двух сторон. Если нарушитель даже под таким конвоем все-таки пересекает границу, перехватчики аккуратными, но недвусмысленными маневрами начинают принуждать его к посадке на аэродром.
Второй вариант развития событий — пилот истребителя может показать "желтую карточку" и открыть огонь вдоль курса полета нарушителя из пушки, а также боевой или сигнальной ракетой.
Это и явная угроза, и последняя попытка привлечь к себе внимание:
"Куда вы двигаетесь?! Немедленно поворачивайте!"
Вечером 1 июля 1960 года американский военный самолет над Баренцевым морем близ Кольского полуострова нарушил Государственную границу СССР - и был сбит советским истребителем.
Теги к статье
Поделиться статьёй и ссылки
Комментарии
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.