Перехваты - как оно бывает


Перехват – чаше всего целенаправленная акция, целью которой является разведка, провокация, проверка ВВС потенциального противника на способность реагирования на подобные нарушения.

Любая страна, имеющая в своем арсенале боеспособные ВВС, защищает свое воздушное пространство.  Одним из средств такой защиты является перехват цели. В современном понимании этого слова «перехватить цель» означает выйти в ту же точку пространства, в которой в данный момент времени находится объект перехвата. Чаще всего это иностранный военный или гражданский самолет. 

Перехват цели вовсе не означает ее уничтожения.

Перехват чаще всего осуществляется в нейтральном воздушном пространстве для того, чтобы предотвратить потенциальное нарушение воздушных границ государства.

Вполне может случиться, что самолет, на перехват которого были посланы истребители, банально заблудился или сбился с курса, либо у самолёта какие-то проблемы технического характера и ему нужна экстренная посадка.

15 сентября 2005 года группа истребителей Су-27 выполняла перелет с аэродрома Сиверский Ленобласти на одну из авиабаз под Калининградом. Уже на маршруте пилот одной из машин майор Валерий Троянов доложил о потере ориентировки.

Исчерпав запас горючего, летчик катапультировался. Выяснилось, что он по ошибке оказался на территории Литвы. Истребитель упал в 55 километрах от Каунаса. В ходе расследования выяснилось, что причинами аварии стали ошибки пилотирования, а также отказ навигационной системы.

Ниже — типичные примеры перехватов.

Су-27 из кабины самолета НАТО

Перехват бомбардировщика

29 мая 2020 года дежурными силами по ПВО Западного и Южного военных округов были своевременно вскрыты действия стратегических бомбардировщиков В-1В ВВС США над нейтральными водами Черного и Балтийского морей и осуществлено их сопровождение российскими истребителями.

Сопровождение разведчика

10 апреля 2021 г. российскими средствами контроля воздушного пространства над нейтральными водами Тихого океана была обнаружена приближающаяся к Государственной границе РФ воздушная цель.  Для опознавания воздушной цели и недопущения нарушения Государственной границы РФ в воздух был поднят истребитель МиГ-31 из состава дежурных по противовоздушной обороне сил Восточного военного округа.

Су-30СМ рядом с F-35

Перехват

Первым делом воздушное судно необходимо взять на сопровождение.

Дежурный истребитель сближается с целью и идет с ней параллельным курсом. Главная задача на этом этапе — идентифицировать самолет-нарушитель.

Далее перехватчик передает "земле" первичную информацию: тип воздушного судна, национальная принадлежность, бортовой номер. Сразу после этого пилот истребителя начинает активно привлекать к себе внимание подозрительного борта — необходимо показать, что он под наблюдением. Летчик, продолжая двигаться параллельным курсом, делает быстрый крен влево-вправо — "машет крыльями".

С одной стороны, сообщает: "Обратите внимание, я тут!"

С другой — недвусмысленно демонстрирует ракеты "воздух-воздух", закрепленные на подвесках под крыльями.

Если нарушитель никак не реагирует, истребитель, выдерживая прежний курс, увеличивает скорость и выходит чуть вперед, чтобы гарантированно оказаться в зоне видимости экипажа своего "визави".

Когда летчик убеждается, что его наблюдают, то поворотом ручки управления делает деликатный "кивок" в сторону от государственной границы, намекая, что залетному гостю пора бы и честь знать.

Если нарушитель не реагирует, летчик повторяет все элементы в той же последовательности, но со стороны другого борта подозрительного воздушного судна. Согласно правилам авиационного этикета, эти действия — предельно корректные, "джентльменские" сигналы.

Далее всё зависит от ситуации.

Если нарушитель не робкого десятка и турбулентностью его не испугать, перехватчик "подрезает" его еще раз.

Параллельно он может запросить помощь другой машины. Далее два истребителя берут самолет-разведчик в "клещи" и сопровождают его с двух сторон. Если нарушитель даже под таким конвоем все-таки пересекает границу, перехватчики аккуратными, но недвусмысленными маневрами начинают принуждать его к посадке на аэродром.

Второй вариант развития событий — пилот истребителя может показать "желтую карточку" и открыть огонь вдоль курса полета нарушителя из пушки, а также боевой или сигнальной ракетой.

Это и явная угроза, и последняя попытка привлечь к себе внимание:

"Куда вы двигаетесь?! Немедленно поворачивайте!"

Вечером 1 июля 1960 года американский военный самолет над Баренцевым морем близ Кольского полуострова нарушил Государственную границу СССР - и был сбит советским истребителем.

 

 

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Похожие статьи