Крестовый поход детей


Как так вышло и были ли его участники детьми?

Крестовые походы оставили значительный след в истории. Крестоносцы покоряли не только Святую землю, но в том числе, и Прибалтику.

История

Крестовый поход представляется масштабной экспедицией рыцарей под предводительством графов, королей и императоров. Для того чтобы крестовый поход мог так называться он должен был обладать рядом определенных признаков, а именно — официальной инициативой со стороны Святейшего престола, изображение крестов на одежде и традиция принятия креста. Паломничество также было традиционным обозначением крестового похода.

Помимо каноничных крестовых походов в истории Европы были и народные инициативы, как, например поход бедноты и походы пастушков.

Но помимо привычных нам Крестовых походов в 1212 году прошел детский крестовый поход, который, на самом деле, крестовым походам и не являлся.

К этим народным движением можно отнести и детский крестовый поход, о котором было сочинено великое множество мистификаций и выдумок.

Эпоха крестовых походов - одна из самых знаменитых в истории человечества, время, описанное в романах, поэмах, показанное в фильмах.

Время, когда вдруг сотни европейских рыцарей - и не только рыцарей - поднялись с насиженных мест, оставили свои дома и замки, а некоторые даже заложили или продали все имущество - чтобы только пойти воевать за тридевять земель, в непонятную и далекую Святую землю, чтобы отвоевать Гроб Господень у мусульман.

Впрочем, сегодня ученые видят, что у крестоносцев были и другие цели, кроме тех, о которых так громко говорилось.

Возвращаясь к детскому крестовому походу...

Большинство хроник относят детский крестовый поход к 1212 году.

Маршруты французских и и немецких детей во время Крестового похода.

Несмотря на то что у этого крестового похода не было ни инициативы со стороны Папы, не получение индульгенций, современники именует его участников крестоносцами.

Интересный факт — эти события не удостоились каких-либо масштабных записей или хроник.

Как "неофициальному" и не одобренному церковью, крестовому походу детей не посвятили специальных и больших парадных исторических описаний; лишь анналы, в которых в хронологическом порядке рассказывали все подряд, донесли до нас некоторую информацию о нем.

Сами хронисты относились к данному событию либо нейтрально, либо с откровенным негативом и обвинениями в дьявольской природе данного похода. Все описания чрезвычайно короткие: то ли этим странным авантюрам не придавалось большого значения, то ли они уже тогда воспринимались, как нелепое происшествие, которого следует стыдиться.

«Детские крестовые походы» были не совсем и не полностью детскими.

Джованни Миколли ещё в 1961 г. обратил внимание, что латинское слово pueri («мальчики») в те времена использовалось для обозначения простолюдинов – независимо от их возраста.

Огромную работу в систематизации источников проделал ученый Питер Рэдтс ( Raedts P., «The Children's Crusade of 1212» - Journal of Medieval History 3, 1977 год), который разделил все источники их на 3 группы и выделил 20 объективных авторов, к хроникам которых можно обратиться.

В первую группу вошли тексты, написанные около 1220 г., их авторы были современниками событий и потому данные свидетельства представляют особую ценность. Во вторую – написанные между 1220 и 1250 г.г.: их авторы также могли быть современниками, либо – пользоваться рассказами очевидцев. И, наконец, тексты, написанные после 1250 г.

И сразу же выяснилось, что «детскими» походы называются лишь в трудах авторов третьей группы!

Началось всё с двух мальчиков —  Стефана из Клуа во Франции и Николаса из Кёльна в Германии...

Франция

В первом случае пастух Стефан заявлял, что сам Бог явился к нему в образе бедного паломника и вручил письмо, которые нужно было отнести французскому королю.

Гравюра

Пастух так умело проповедовал, что собрал вокруг себя около 30 тысяч человек и вся это дружная братия отправилась к королю с намерением организовать крестовый поход.

Среди взрослых, отправившихся в поход вместе с детьми, по сведениям современников, оказались монахи, целью которых было «всласть пограбить и вдосталь намолиться», «старцы, впавшие во второе детство», и бедняки, идущие «не для Иисуса, а ради хлеба куса». Кроме того, было немало преступников, скрывавшихся от правосудия и рассчитывающих «совместить приятное с полезным»: пограбить и помародерствовать во имя Христа, получив при этом «пропуск в рай» и прощение всех прегрешений.

Естественно, от короля был получен отказ,  и вся толпа отправилась в Марсель.

Стефан заявил, что море расступится перед ними и они пойдут против сарацин.

Море расступаться не собиралось...

Согласно хроникам Апьберика, монаха из Труа-Фонтен, юным крестоносцам предложили свою помощь два купца, Гуго Ферреус и Гийом Поркус.

Они пообещали бесплатно перевезти крестоносцев на Святую землю, для чего выделили семь больших кораблей (каждый из которых вмещал около 700 рыцарей).

Дальнейший след был утерян, и только 18 лет спустя, в 1230 году в Европе объявился монах, сопровождавший детей (и немецких, и французских детей, по всей вероятности, сопровождали церковники, хотя это никак и не доказано), и рассказал, что корабли с юными крестоносцами прибыли к берегам Алжира, где их уже поджидали. Оказалось, купцы предоставили им корабли не из милости, а сговорившись с мусульманскими работорговцами.

Т.е. всех попросту продали в рабство.

Германия

Что же произошло с немецкими крестоносцами? 

Гравюра

В мае 1212 года некто Николас из Кёльна организовал свой поход. Участники решили отправиться в Святую землю через Италию, и соответственно, Альпы.

Данная процессия постоянно прибавляла в численности — в её рядах насчитывалось около 25 000 детей и подростков.

25 июля 1212 года немецкие крестоносцы прибыли в Шпайер.

Местный хронист сделал такую запись:

«И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и всё это были простолюдины».

20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю: ещё в Германии они двинулись в поход, уверяемые, что «море расступится перед ними», так как Господь поможет им в достижении их священной цели. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна.

Немецкие дети терпели ужасные лишения, пересекая Альпы на пути из Германии в Италию — по некоторым сведениям, в живых после Альп осталась ТОЛЬКО ТРЕТЬ от первоначального количества, а те, кто пережил путь, столкнулись в Италии с враждебным отношением местных жителей, которые ещё помнили разграбление Италии крестоносцами при Фридрихе Барбароссе.

Николас также, как и Стефан, обещал, что море расступится перед воинами Христа, но оно по-прежнему предательские не подчинялось.

Участники похода отправились к Папе Римскому, где им даже удалось получить аудиенцию у Иннокентия, но, к огорчению Николаса, Папа Римский порекомендовал крестоносцам вернуться домой, в итоге, после второго перехода через Альпы, из многотысячной процессии крестоносцы превратились в толпу оборванцев.

P.S.

Через 72 года история с массовым исходом детей повторилась в немецком городе Гамельне (Хамельне).

Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове.

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Весь мир - Игра

    Кто Вы? NPC или Главный Герой? Всё зависит только от ВАС:)

    Мятежная луна. Никакая

    При просмотре фильма меня накрывал самый настоящий «испанский стыд»... Не зря Дисней отказал Снайдеру, ой не зря.

    Похожие статьи