Крестовый поход детей


Как так вышло и были ли его участники детьми?

Крестовые походы оставили значительный след в истории. Крестоносцы покоряли не только Святую землю, но в том числе, и Прибалтику.

История

Крестовый поход представляется масштабной экспедицией рыцарей под предводительством графов, королей и императоров. Для того чтобы крестовый поход мог так называться он должен был обладать рядом определенных признаков, а именно — официальной инициативой со стороны Святейшего престола, изображение крестов на одежде и традиция принятия креста. Паломничество также было традиционным обозначением крестового похода.

Помимо каноничных крестовых походов в истории Европы были и народные инициативы, как, например поход бедноты и походы пастушков.

Но помимо привычных нам Крестовых походов в 1212 году прошел детский крестовый поход, который, на самом деле, крестовым походам и не являлся.

К этим народным движением можно отнести и детский крестовый поход, о котором было сочинено великое множество мистификаций и выдумок.

Эпоха крестовых походов - одна из самых знаменитых в истории человечества, время, описанное в романах, поэмах, показанное в фильмах.

Время, когда вдруг сотни европейских рыцарей - и не только рыцарей - поднялись с насиженных мест, оставили свои дома и замки, а некоторые даже заложили или продали все имущество - чтобы только пойти воевать за тридевять земель, в непонятную и далекую Святую землю, чтобы отвоевать Гроб Господень у мусульман.

Впрочем, сегодня ученые видят, что у крестоносцев были и другие цели, кроме тех, о которых так громко говорилось.

Возвращаясь к детскому крестовому походу...

Большинство хроник относят детский крестовый поход к 1212 году.

Маршруты французских и и немецких детей во время Крестового похода.

Несмотря на то что у этого крестового похода не было ни инициативы со стороны Папы, не получение индульгенций, современники именует его участников крестоносцами.

Интересный факт — эти события не удостоились каких-либо масштабных записей или хроник.

Как "неофициальному" и не одобренному церковью, крестовому походу детей не посвятили специальных и больших парадных исторических описаний; лишь анналы, в которых в хронологическом порядке рассказывали все подряд, донесли до нас некоторую информацию о нем.

Сами хронисты относились к данному событию либо нейтрально, либо с откровенным негативом и обвинениями в дьявольской природе данного похода. Все описания чрезвычайно короткие: то ли этим странным авантюрам не придавалось большого значения, то ли они уже тогда воспринимались, как нелепое происшествие, которого следует стыдиться.

«Детские крестовые походы» были не совсем и не полностью детскими.

Джованни Миколли ещё в 1961 г. обратил внимание, что латинское слово pueri («мальчики») в те времена использовалось для обозначения простолюдинов – независимо от их возраста.

Огромную работу в систематизации источников проделал ученый Питер Рэдтс ( Raedts P., «The Children's Crusade of 1212» - Journal of Medieval History 3, 1977 год), который разделил все источники их на 3 группы и выделил 20 объективных авторов, к хроникам которых можно обратиться.

В первую группу вошли тексты, написанные около 1220 г., их авторы были современниками событий и потому данные свидетельства представляют особую ценность. Во вторую – написанные между 1220 и 1250 г.г.: их авторы также могли быть современниками, либо – пользоваться рассказами очевидцев. И, наконец, тексты, написанные после 1250 г.

И сразу же выяснилось, что «детскими» походы называются лишь в трудах авторов третьей группы!

Началось всё с двух мальчиков —  Стефана из Клуа во Франции и Николаса из Кёльна в Германии...

Франция

В первом случае пастух Стефан заявлял, что сам Бог явился к нему в образе бедного паломника и вручил письмо, которые нужно было отнести французскому королю.

Гравюра

Пастух так умело проповедовал, что собрал вокруг себя около 30 тысяч человек и вся это дружная братия отправилась к королю с намерением организовать крестовый поход.

Среди взрослых, отправившихся в поход вместе с детьми, по сведениям современников, оказались монахи, целью которых было «всласть пограбить и вдосталь намолиться», «старцы, впавшие во второе детство», и бедняки, идущие «не для Иисуса, а ради хлеба куса». Кроме того, было немало преступников, скрывавшихся от правосудия и рассчитывающих «совместить приятное с полезным»: пограбить и помародерствовать во имя Христа, получив при этом «пропуск в рай» и прощение всех прегрешений.

Естественно, от короля был получен отказ,  и вся толпа отправилась в Марсель.

Стефан заявил, что море расступится перед ними и они пойдут против сарацин.

Море расступаться не собиралось...

Согласно хроникам Апьберика, монаха из Труа-Фонтен, юным крестоносцам предложили свою помощь два купца, Гуго Ферреус и Гийом Поркус.

Они пообещали бесплатно перевезти крестоносцев на Святую землю, для чего выделили семь больших кораблей (каждый из которых вмещал около 700 рыцарей).

Дальнейший след был утерян, и только 18 лет спустя, в 1230 году в Европе объявился монах, сопровождавший детей (и немецких, и французских детей, по всей вероятности, сопровождали церковники, хотя это никак и не доказано), и рассказал, что корабли с юными крестоносцами прибыли к берегам Алжира, где их уже поджидали. Оказалось, купцы предоставили им корабли не из милости, а сговорившись с мусульманскими работорговцами.

Т.е. всех попросту продали в рабство.

Германия

Что же произошло с немецкими крестоносцами? 

Гравюра

В мае 1212 года некто Николас из Кёльна организовал свой поход. Участники решили отправиться в Святую землю через Италию, и соответственно, Альпы.

Данная процессия постоянно прибавляла в численности — в её рядах насчитывалось около 25 000 детей и подростков.

25 июля 1212 года немецкие крестоносцы прибыли в Шпайер.

Местный хронист сделал такую запись:

«И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и всё это были простолюдины».

20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю: ещё в Германии они двинулись в поход, уверяемые, что «море расступится перед ними», так как Господь поможет им в достижении их священной цели. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна.

Немецкие дети терпели ужасные лишения, пересекая Альпы на пути из Германии в Италию — по некоторым сведениям, в живых после Альп осталась ТОЛЬКО ТРЕТЬ от первоначального количества, а те, кто пережил путь, столкнулись в Италии с враждебным отношением местных жителей, которые ещё помнили разграбление Италии крестоносцами при Фридрихе Барбароссе.

Николас также, как и Стефан, обещал, что море расступится перед воинами Христа, но оно по-прежнему предательские не подчинялось.

Участники похода отправились к Папе Римскому, где им даже удалось получить аудиенцию у Иннокентия, но, к огорчению Николаса, Папа Римский порекомендовал крестоносцам вернуться домой, в итоге, после второго перехода через Альпы, из многотысячной процессии крестоносцы превратились в толпу оборванцев.

P.S.

Через 72 года история с массовым исходом детей повторилась в немецком городе Гамельне (Хамельне).

Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове.

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    21 Guns - Green Day

    Под настроение... в обработке под одну гитару - вообще ОГОНЬ!

    Причины вымирания динозавров

    Какие катаклизмы стали причинами вымирания динозавров и других древних ящеров? Вымирание было постепенным или внезапным? Как палеонтологи могут проследить геологическую хронологию событий?

    Возникновение жизни

    Что такое жизнь? Говорить, что жизнь можно сразу узнать, как только увидишь её воочию - довольно бессмысленно.

    Похожие статьи