Клятвенные девы


Зачем албанские девушки меняли гендер?

Традиция "клятвенных дев" в Албании возникла в условиях, когда женщины не имели полных прав наследования и находились в зависимом положении от мужчин в албанском обществе. Некоторые женщины выбирали этот путь, чтобы избежать вынужденного брака или жить независимо от мужского патриархата.

Кто такие клятвенные девы?

Зачем албанки становились «клятвенными девами» и как им жилось в роли главы семейства? Бурнеши давали обет девственности, отрезали себе волосы и брали мужские имена... Делали ли она это по желанию или по принуждению? В чем были плюсы их новой жизни? И где в мире, помимо Албании, существуют аналоги клятвенных дев?

В прошлом одной из главных причин, по которой женщины в Албании принимали клятву, была необходимость заменить отсутствующих мужчин в семье, которые были убиты в результате кровной мести. В этих условиях женщины, принимая клятву, могли обеспечить защиту своей семьи и сохранить ее честь.

Албанская клановая система заслужила титул одного из самых патриархальных обществ в мире, при этом и благодаря этому еще в XIX веке и в начале XX каждый третий мужчина погибал здесь вследствие кровной мести вражеских кланов. В некоторых семьях это приводило к дефициту мужчин и тогда роль мужчины должна была взять на себя одна из девушек. Такую девушку называли «клятвенной девой», потому что при «вступлении в должность» она давала обет девственности.

Другой причиной было желание избежать брака, который им навязывают родители, а также избежать социальных ограничений, связанных с традиционной женской ролью в обществе.

Каково жилось в Албании обычным женщинам?

В соседний Черногории, когда отца семейства спрашивали, сколько у него детей он мог назвать только количество сыновей. В Албании положения вещей не очень отличалось, в народе считали, что человека, у которого нет сына, не пустят в рай. Кстати, когда у южных славян рождалось очередная ненужная девочка её могли назвать «Доста», это буквально значит «хватит».

О женщинах обычно говорили, что они стоят дешевле осла и сравнивали их с мешками, мол это такая нужная в хозяйстве вещь, чтобы таскать тяжести и прослужить мужу как можно дольше.

Из семьи своего отца девушка вступала сразу в семью мужа, которого зачастую видела впервые в жизни, потому что девушкам не разрешалось выходить за пределы двора. Еще недавно 12-летнюю албанскую девочку могли обзывать проституткой только за то, что она ходила в школу или занималась балетом.

Выйдя замуж албанская девушка была, к примеру, уже не «Фатимой», или «Леной», её назвали именем мужа в притягательной форме, то есть по той же логике, как героинь «Рассказа служанки» называли Фридова, Гленова, Варикова и так далее.

На свадьбе тесть дарил жениху патрон, чтобы он мог застрелить жену в спину, если она ему изменит или нарушит законы гостеприимства.

Если муж умирал, она по праву так называемого «Liberato» переходила в жены его брату. Своему мужу девушка должна была как можно скорее родить наследника, и в то время, как в других обществах матерей зачастую баловали и превозносили, в Албании даже намекать на свою беременность было стыдно.

Труд делился на мужской и женский и это разделение не обязательно означало, что мужской был тяжелым, а женский — наоборот. Мужской касался строительства, инженерных работ, пахоты и так далее. Женщины занимались всем остальным, но на самом деле женщины зачастую брали на себя весь мужской труд, например когда мужчины были вынуждены прятаться дома во времена призыва или опасаясь кровной мести.

Однако, жизнь давших клятву была не всегда легка, так как они могли столкнуться с социальной изоляцией и дискриминацией.

Клятва давала женщинам возможность обрести свободу и независимость, но также она предполагает отказ от традиционной женской роли, включая создание семьи и деторождение. Быть «бурнеша» означает принять мужскую идентичность и жить по строгому регламенту поведения, который включал в себя запрет на ношение женской одежды, обязанность выполнять мужские обязанности и быть защитником своей семьи и сообщества.

В Албании на протяжении столетий все отношения внутри и вне семьи регулировались так называемым кануном — сводом законов из 1200 статей. Этот канун (вернее — канунЫ, потому что есть несколько их версией) предполагал, что наследовать имущество отца может только сын и только с 15 лет и в небольших семьях случалось так, что либо вообще не рождались мальчики, либо их всех перебили соседние кланы, либо все сыновья были очень маленькими, а передать власть в семье уже нужно было новому главе - тогда оставалось два варианта.

В первом случае одну из девушек выдавали замуж за парня, но она не уходила в его семью, наоборот, парень приходил в семью тестя. Такое практиковалось редко, потому что для жениха прийти в семью невесты было не престижно.

Был и другой вариант — одна из девушек состригала волосы и брала на себя отцовские обязанности.

Кстати, интересно, что точно также должна была поступить девушка-сирота, если она хотела прийти в чужую семью. Удочерить её не могли, только усыновить, поэтому некоторые девушки, чтобы прокормиться, давали обет и становились чьими-то сыновьями.

Выделяют несколько типов клятвенных дев. В албанских кланах могут быть как те, кого определили в мальчики сразу при рождении, так и те, кого назначили парнем ближе к пубертату.

Став мужчиной клятвенная дева получает не только такие сомнительные привилегии, как возможность пить, курить и публично плеваться но и несколько более ощутимых преимуществ — отныне она надевает более удобную и красивую мужскую одежду, потому что женщины в деревнях носят самые простые хлопковые юбки.

Постарев, кстати, она не будет красить волосы и начнет носить специальную шапочку кече — символ своей маскулинности.

Такая женщина открывает способность путешествовать за пределами дома и её уважают соседи, она может даже купить себе дорогие запонки или часы, и это не будет считаться бесполезной тратой, потому что таким образом приобретается престиж для всей семьи.

Аналогичные традиции «клятвенных дев» существуют в Афганистане. Некоторые сравнивают клятвенных дев с женщинами, практикующих аскетизм в Непале.

P.S.

Традиция «клятвенных дев» ДО СИХ ПОР существует в некоторых районах Албании.

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    О высшей мере наказания

    Государства давно полюбили эту меру наказания, и некоторые страны по сей день не могут от неё отказаться.

    Трудности перевода

    Что тут сказать... Можно отлично выучить английский и ВСЁ РАВНО не понять - ЧТО ИМЕЛОСЬ В ВИДУ.

    Дюна. Книги и фильмы

    Сразу можно сказать - философия в книге просто зашкаливает. Фрэнку Герберту даже задавали вопрос - не хочет ли он создать новую религию?