Аид. Худший из богов?


Раз ты правишь Подземным Миром - значит ты и самый ужасный?

В фильмах, основанных на греческой мифологии, есть интересный образ, согласно которому Аид, правитель подземного мира, всегда кажется злодеем... Но факт в том, что подобный образ «плохиша» чуть ли не кардинально расходится с тем, что можно увидеть об Аиде в мифах.

Аид — владыка подземного царства, при этом, несмотря на расхожие убеждения, сам Аид не имеет никакого отношения к смерти. Смерть — это другое божество, Танатос.

Также он абсолютно никак не мучает пленников своего царства, это делают Эринии  — богини мщения.

Эринии - в древнегреческой мифологии богини мести и ненависти. В римской мифологии им соответствуют фурии.

По одному сказанию, дочери Нюкты и Эреба; либо порождены Землёй от крови Урана во время его убийства Кроносом; либо дочери Тьмы (Скотоса). По Эпимениду, дочери Кроноса. Их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий. У Гомера их одна или несколько. Согласно орфикам, это девять дочерей Зевса Хтония и Персефоны. По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч. У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница. Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей. Их пещера на склоне афинского акрополя. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа.

Эринии преследуют за тяжёлые проступки, ввергая преступников в безумие.

Царство это досталось Аиду после того, как олимпийские боги победили в войне с титанами и гигантами и Зевс, став верховным владыкой, разделил Вселенную между собой и своими братьями: себе он взял небо, Посейдону отдал моря и океаны, а Аиду — преисподнюю.

Аид никогда не желал такого царство, да и действительно — кто бы его пожелал?

Что такое преисподняя в представлении древнего грека? Это мир без солнечного света, темный и безрадостный, там течёт мрачная река Стикс, несущая свои тёмные воды к великому смрадному болоту. Души тех, кто ещё недавно был жив, оказываются на берегу этой реки и ждут, пока их переправит на другую сторону ветхий челн, которым управляет безобразный старик — Харон. Переправа эта не бесплатна, Харон требует одну золотую монету. Те, у кого этой монеты нет, обречены вечно скитаться по берегу Стикса между миром живых и подземным миром, поэтому знающие об этой традиции греки хоронят своих с монетой под языком. Когда подземный кондуктор Харон убеждается, что все оплатили проезд, лодка начинает движение по водам Стикса к вратам царства Аида.

Там вновь прибывших встречает, пёс который обольщает всех своим лаем и ласковым помахиванием хвоста, но как только они перешагнули порог, они понимают что это не просто пёс, а чудовище, у которого три головы, лапы льва и змея вместо хвоста — его зовут Цербер и он здесь не для того, чтобы охранять свой дом от чужих. Напротив — для того, чтобы никого не выпускать обратно.

Обратной дороги нет.

Что касается внутреннего устройства царства Аида, то оно весьма любопытно — состоит из трёх частей, имеет своего рода рай и ад (христианская религия не изобретала велосипед, а просто наследовало многие верования античного мира).

Самая большая часть подземного мира — это Асфоделевые луга, там пребывают души большинства, не добрые и не злые.

Те же, кто был злодеем при жизни, отправляются в Тартар — глубочайшую бездну. Там население невелико (только проигравшие Зевсу гиганты и титаны), но здесь есть отличия от христианской истории про Ад, так как в Тартаре души не испытывают вечных мук, они там просто пребывают.

Мучаются лишь единицы, такие, как Тантал или Сизиф (мод спойлером - видео об этих героях).

Самые жестокие наказания богов

Что сделал Тантал, чтобы заслужить «Танталовы муки» и как проштрафился Сизиф, что вечно терпит «Сизифов труд»? 

Есть ещё одно место, где пребывают души героев — это своего рода рай. Называется это место «Блаженными островами» или же другое название — Элизиум.

Кто и как решает, по какой из трёх дорог идти душе: на Элизиум с героями, в Тартар к злодеям или же на Асфоделевые луга?

Это решает сам Аид и ещё трое судей, причем все эти судьи — сыновья Зевса. Двое из них — это Минос и Радамант, братья, сыновья Зевса и Европы (Минос был при жизни правителем острова Крит). Третий судья — это Эак, тоже сын Зевса, был бывший при жизни царём острова Эгина и дедушка Ахиллеса. Вся эта царственная компания и решает участь душ.

Что сказать о самом Аиде?

Он сильный, властный, но при этом, сам по себе, он не злой и вовсе даже не мрачный. Он справедлив и верен своему долгу (он совершенно не хотел это царство — но так было решено) и он честно исполняет свои обязанности.

Хотя, конечно, его печалит то, что ему не строят храмы, ему не молятся и не приносят жертвы — все его боятся и даже имя его заменяют эвфемизмами, вроде «подземный Зевс» или «тот, кто всем знаком», или самое любопытное, «Гостеприимный».

Забавно, но есть множество историй о таких богах, как Дионис, Артемида, Аполлон, Афродита, где те, буквально несут кровавую месть за сказанные несколько слов или непозволительные, с их стороны, действия или просто отказ поклоняться им, но таких историй у Аида просто НЕТ. Да, конечно, он наказывал смертных, но наказывал их справедливо и за дело.

При этом, ни на Земле, ни на Олимпе ему не рады и он вынужден проводить свою бесконечную долгую жизнь в этом царстве теней и скорби, которое ассоциируется с ним и даже носит его имя — АИД.

Однако у Аида есть одна привилегия перед всеми остальными обитателями его царства — время от времени он может покидать его и, допустим, подниматься на Олимп просто так или за какими-то делами.

Да даже просто может погулять по Земле и подышать земным воздухом.

И вот однажды, в одной из таких прогулок, когда Аид ехал в своей колеснице, запряженной четверкой лошадей по цветущему лугу, он увидел, как прекрасная, божественной красоты девушка, собирает на этом лугу цветы.

Это была любовь с первого взгляда.

Красавицу звали Персефона, она была дочерью его брата Зевса и его сестры Деметры (Зевс был родным братом Деметры, при этом он был женат на Гере, которая тоже была его родной сестрой, а Аид, их брат, влюбился в их дочь).

Влюбился Аид до невозможности, и, в общем-то, он мог её похитить и никто бы ничего не узнал, но он решает попросить её руки, потому что ему не чуждо понятие чести — Аид поднимается на Олимп для того, чтобы просить руки Персефоны у Зевса.

Зевс озадачен и говорит Аиду, что если если он откажет, то оскорбит Аида, но если он, Зевс, согласится, то Деметра никогда этого не простит.

«Я не могу и не отказать тебе и не согласиться».

Аид, понимая, что Зевс уходит от ответа, считает себя свободным от каких-либо обязательств. Он возвращается на тот луг, похищает Персефону и на своих конях, цвета ночи, уносится в Преисподнюю.

Проходит время и Деметра, мать Персефоны, начинает волноваться. Она понимает, что дочери нет уже слишком долго и начинает её искать: она бродит по Земле, спрашивая всех, не видел ли кто её дочь.

Но никто не решается сказать ей правду.

Девять дней и ночей Деметра бродила по Земле в поисках дочери, пока, наконец, правду ей не открыл Гелиос — бог Солнца (он видит всё со своей колесницы, которая каждый день проносится по небу с Востока на Запад.

Тогда Деметра бросит своего брата Аида вернуть ей дочь, но тот отказывается.

Деметра идет на Олимп к Зевсу и говорит ему, что пока Аид не вернёт ей дочь, она уходит с Олимпа и не будет исполнять свои обязанности. И Деметра исполняет свою угрозу — облачается в тёмные одежды и в облике смертной бродит по Земле и роняет горькие слезы.

Поскольку Деметра является богиней плодородия то, пока её нет, на Земле гибнет все живое, гибнут урожаи, гниют плоды, начинается голод.

Зевс уговаривает Деметру вернуться, но она непреклонна. Все другие олимпийские боги точно также приходят к ней с убеждениями, уговорами и дарами, но Деметра отказывается менять свое решение и упорствует в своём желании уморить весь род людской.

Тогда Зевсу не остаётся ничего другого, кроме как послать к Аиду своего сына Гермеса с просьбой освободить Персефону.

И Аид соглашается!

Он не хочет расставаться с возлюбленной, но ради спасения Мира он на это готов.

Однако же в подземном мире существует закон, что кто отведал пищу мёртвых — останется в этом мире навсегда. Аид спрашивает Персефону, не ела ли она чего-нибудь и она отвечает, что нет, с того дня как он ее похитил, она ничего не ела потому что очень страдала.

Царь поневоле

Тогда Аид позволяет ей уйти, но в тот момент, когда она уже была готова переступить порог царства Аида, садовник Аида заявляет, что она лжёт. Он говорит что видел, как она сорвала с дерево гранат и съела семь зёрнышек (кстати, садовнику пришлось, в дальнейшем, пожалеть о своих словах — Деметра его превратила в сову).

Этот закон непреложен его не может нарушить даже Зевс — Персефона должна остаться.

Ситуация практически безвыходная... Тогда боги решают обратиться к своей матери Рее, ведь она мать всех их троих, чтобы она их рассудила. Они долго спорят, плачут, ругаются, но в итоге находят решение — одну треть года Персефона будет проводить со своим мужем, и две трети — с матерью.

Все соглашаются и поэтому каждый год, когда Персефона возвращается к своему мужу, Земля застывает и леденеет и все живое на ней гибнет, потому что в этот период Деметра снова покидает Олимп, облачается в тёмные одежды и проливает горькие слезы по любимой дочери. И также каждый год, когда Персефона возвращается к матери, Земля вновь оживает, всё расцветает и возвращается к жизни.

Вот такое красивое и очень трогательно и объяснение смены времён года.

Важно отметить, что ту одну треть года, которую Персефона проводила с Аидом, она вовсе не была несчастна, потому что Аид был достаточно приятен сам по себе, а Персефона очень серьезно отнеслась к своим обязанностям жены и царицы подземного царства, и несмотря на ожидания всего греческого пантеона их, брак был весьма счастливым.

P.S.

Аид — один из немногих божеств, который не участвовал в известной Троянской войне на стороне греков или троянцев. Это очень показательный факт.

Теги к статье

Интересное Искусство Мифы Древней Греции

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Прометей. Герой или предатель?

    Зачем Прометей украл огонь? И мог ли он этого не делать? За что Прометея наказал Зевс? Было ли это справедливо?

    Эмбриональный каннибализм

    Для песчаных тигровых акул смертельное соперничество между детьми начинается еще ДО ИХ рождения.

    Похожие статьи