Суэцкий канал


Как сократить путь почти на 8000 километров?

История

Идея создания канала через Суэцкий перешеек возникла ещё в древности. Историки из античности рассказывают, что ещё фиванские фараоны периода Среднего царства предпринимали попытки построить канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем.

В древности, около 1300 до н.э., египтяне осуществили замечательное предприятие, создав судоходный канал, который соединял Нил и Красное море.

Этот канал был разработан в эпоху правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Изначально прокопанный как русло для переноса пресной воды из Нила к озеру Тимсах, он был последующим образом продлен в направлении Суэца в период фараона Нехо II примерно в 600 до н.э. и, спустя столетие, достиг Красного моря.

При строительстве современного Суэцкого канала, часть этого древнего канала была использована для формирования пресноводного канала Исмаилия.

В период правления Птолемеев, старое русло поддерживалось в рабочем состоянии, но в эпоху Византии было заброшено. Однако, вновь восстановлено при Амре, который завоевал Египет в период правления халифа Омара. Амр имел план соединить Нил с Красным морем, чтобы обеспечить Аравию пшеницей и другими продуктами из долины Нила. Тем не менее, канал, построенный Амром и получивший название "Халиджь Амир аль-му'минин" ("канал Повелителя правоверных"), перестал функционировать после VIII века н.э.

История Суэцкого канала на карте

В конце XV века венецианцы исследовали возможность прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их планы не были воплощены в жизнь. В начале XIX века европейцы обнаружили новый маршрут в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца.

Наполеон Бонапарт, находясь в Египте с военной миссией, также проявил интерес к идее возрождения Суэцкого канала.

Однако инженер его армии, Жан Лепер, предостерег Наполеона от строительства, указав на высокий уровень Красного моря относительно Средиземного (якобы уровень Красного моря выше на 9.9 метров).

По его расчетам, соединение этих морей приведет к наводнению дельты Нила, а также городов Александрии, Венеции и Генуи. Строительство канала с шлюзами в то время казалось нереальным, идею отбросили.

Позже стало известно, что французский инженер ошибся в своих расчетах, причём ровно на 9.9 метра.

Идея о Суэцком канале возродилась во второй половине XIX века в эпоху колониального разделения. В это время страны, такие как Франция и Великобритания, соперничали за влияние в Северной Африке. Британия, обладавшая мощным флотом и контролирующая морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды, противилась строительству канала — открытие канала предоставило бы Франции, Испании, Голландии и Германии возможность конкурировать в морской торговле с Британией.

Строительство

Во второй половине XIX века Фердинанд де Лессепс, французский дипломат и предприниматель, сумел осуществить строительство Суэцкого канала.

В успехе этого проекта сказались его личные связи, энергия и авантюризм. В 1833 году, работая французским консулом в Египте, Лессепс познакомился с Бартолеми Анфантеном, который вдохновил его на идею строительства канала.

Тогдашний правитель Египта, Мухаммед Али, не проявил интереса к этой идее.

Лессепс продолжил свою карьеру в Египте, став наставником сына правителя, Али Саида. Между Лессепсом и Али Саидом завязались дружеские отношения, которые сыграли ключевую роль в будущем строительстве канала. В 1854 году, Али Саид стал хедивом Египта и пригласил Лессепса. Саид-паша одобрил строительство канала, обещая помощь с дешевой рабочей силой.

Однако, чтобы осуществить строительство, Лессепсу нужно было найти финансирование и разрешение от турецкого султана, номинального властителя Египта. Вернувшись во Францию, Лессепс обратился к своему старому знакомому, Анфонтену, чтобы использовать его разработанный проект и смету Суэцкого канала. Лессепс убедил единомышленников передать свои наработки, обещав включить их в число основателей канала.

Лессепс начал поиск финансирования, сначала обратившись в Англию, но там отнеслись холодно к его идее. США и другие европейские страны также не поддержали проект, и Лессепс принял решение о свободной продаже акций компании Суэцкого канала. Всеобщая рекламная кампания в Европе пыталась вовлечь французов, особенно на фоне патриотизма и антибританской атмосферы.

Неожиданно, успех проекта нашел поддержку среди французского среднего класса, адвокатов, чиновников, учителей и торговцев. Акции компании Суэцкого канала были распроданы в огромных количествах. Всего было продано 400 тысяч акций, из которых 52% были приобретены во Франции, а 44% – Саид-пашей. Общий капитал компании достиг 200 миллионов франков, что по современным меркам равно 3 миллиардам долларов.

Кстати, в Великобритании, Пруссии и Австрии был введен запрет на продажу акций компании, а Великобритания проводила антипиар французского авантюрного проекта, называя его мыльным пузырем.

Компания Суэцкого канала получила огромные льготы – право строительства и эксплуатации канала на протяжении 99 лет, освобождение от уплаты налогов на 10 лет, 75 % от будущей прибыли. Остальные 15 % прибыли получал Египет, 10 % доставались учредителям.

Строительство Суэцкого канала началось в апреле 1859 года и продолжалось более 10 лет, но эта амбициозная затея обошлась жизнями 120 тысяч рабочих (однако, по оценкам, основанным на официальных данных времён строительства канала, смертность во время строительства составила менее 1000 человек). Основные работы выполняли египтяне, которых принудительно привлекали в количестве до 60 тысяч человек в месяц. Многие из них погибли от изнурительного труда и эпидемий. Только после механизации трудоемких операций на стройплощадке появились рабочие из Европы.

Работа шла в трудных условиях пустыни, а вода для питья доставлялась на долгие километры с использованием верблюдов и ослов. Ежедневная норма для каждого рабочего составляла два кубометра земли, которую им приходилось выносить из будущего русла канала в рогожных мешках или корзинах.

Единственным научным достижением был первый вариант экскаватора, на который рабочие смотрели как на чудо.

Порт-Саид, начальная точка канала у Средиземного моря, восстанавливался практически из ничего. Мол, защищающий канал от ила, протянулся на 7 км, став самым длинным в мире. Оттуда 25 000 рабочих отправлялись к рабочим участкам на юг, пока не был построен специальный канал с пресной водой в 1863 году. Это позволило улучшить условия труда, и лагери распределились по всему маршруту. Готовый канал имел длину 163 км, с запасными бухтами каждые 10 км.

Прокладка канала шла с севера на юг до тех пор, пока не появился канал с питьевой водой вдоль будущей трассы. Лишь с улучшением условий труда стало возможным движение в обоих направлениях. Несмотря на участие 25 тысяч человек, работы продолжались долгие годы, при этом Лессепс лично контролировал каждый участок. В параллель был создан пресноводный канал из Каира в Исмаилию, строительство которого продолжалось три года, пока Британия не оказала давление на Стамбул и турецкий султан не повлиял на Саид-пашу, в результате чего стройка была временно прекращена.

Компании грозил полный крах.

И тут снова помогли личные связи.

Двоюродная племянница Фердинанда Лессепса, Евгения, была замужем за французским императором. Ранее Лессепс уже пытался привлечь поддержку Наполеона III, но безрезультатно. Однако, учитывая, что в акционерах компании Суэцкого канала было множество французских граждан, ее крах мог вызвать социальные потрясения во Франции, что не было в интересах императора. Поэтому он заставил египетского пашу изменить свое решение и в 1863 году компания построила дополнительный канал от Нила к городу Исмаилия для снабжения пресной водой.

Смерть Саид-Паши в 1863 году открыла путь Исмаилу-Паше к власти в Египте, и он требовал пересмотра условий сотрудничества. В июле 1864 года третейский суд, под руководством Наполеона III, вынес решение о компенсации в размере 38 миллионов за отмену подневольного труда египетских феллахов, 16 миллионов за строительство канала с пресной водой и 30 миллионов за изъятие земель, предоставленных компании Суэцкого канала Саид-Пашой.

Для дополнительного финансирования строительства были проведены несколько облигационных займов.

Общая стоимость канала выросла с 200 миллионов франков в начале строительства до 475 миллионов к 1872 году и достигла 576 миллионов франков к 1892 году.

Стоит отметить, что французский франк того времени был обеспечен 0,29 граммами золота, что по текущим ценам на золото (около 1600 долларов за троицкую унцию) эквивалентно 15 долларам США 21 века.

Открытие Суэцкого канала 17 ноября 1869 года в Исмаилии имело мировое значение. Канал стал символом стремления Египта занять достойное место в мировой арене, представляя современную страну на стыке Востока и Запада.

На празднование события, изменившего карту мира, Исмаил-Паша пригласил всех коронованных особ цивилизованного мира, артистов и ученых.

В числе гостей были французская императрица Евгения, австрийский император Франц-Иосиф, голландские принц и принцесса, прусский принц, а также писатели Эмиль Золя, Теофиль Готье и Генрик Ибсен. На торжествах присутствовали также граф Николай Игнатьев, посол в Турции, писатель Владимир Соллогуб, художник Айвазовский и многие другие известные личности.

Для 6000 гостей были приглашены 500 поваров и 1000 лакеев. 48 украшенных флагами кораблей прибыли в Порт-Саид, а потом эта мощная флотилия двинулась через канал. Множество людей из разных стран толпились на берегу озера Тимсах. В половине шестого появился корабль под французским флагом. С борта корабля французская императрица Евгения и Фердинанд де Лессепс приветствовали встречающих их людей.

Изначально глубина фарватера Суэцкого канала составляла 7,94 м, а ширина его дна – 21 м.

 Позднее канал был углублен настолько, что стал проходим для судов с осадкой до 10,3 м (после национализации канала Египтом в 1956 году проводились работы по его дальнейшему улучшению, и к 1981 году по каналу могли проходить суда с осадкой до 16,1).

Огромные расходы на строительство канала серьезно осложнили экономическое положение Египта.

Согласно первоначальным условиям договора, заключенного при строительстве канала, египетское правительство имело право на 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а по истечении 99 лет он должен был стать полностью собственностью Египта. Однако большую часть акций компании владели французы, турки и Саид-паша, последний приобрел почти половину всех акций. В 1875 году премьер-министр Великобритании Дизраэли купил у хедива Исмаила 176 602 акции компании за 4 миллиона франков, что привело к тому, что Великобритания приобрела 44% акций. В 1880 году египетское правительство вынуждено было продать свое право на 15% прибыли от Суэцкого канала.

В результате оккупации Египта английскими войсками в 1882 году канал стал ключевой британской военной базой на Ближнем Востоке.

В 1888 году в Стамбуле была заключена международная конвенция, обеспечивающая свободу плавания по Суэцкому каналу, и до сих пор является основным документом, регулирующим судоходство по каналу.

В своё время, когда Великобритания была величайшей империей и морской державой в мире, она изначально выражала опасения по поводу строительства Суэцкого канала, видя в нём потенциальную угрозу. Однако вскоре оказалось, что канал приносит больше выгоды, чем проблем. 80% судов, использующих канал, принадлежали британцам, и он стал ключевым элементом связи с восточными колониями Британской империи, включая «жемчужину в короне» - Индию.

Таким образом, контроль над Суэцким каналом и обеспечение безопасности в регионе Египта стали стратегически важными задачами для Великобритании.

После завершения Второй мировой войны, британский контроль над Суэцким каналом, который был ключевым стратегическим преимуществом в обеих мировых войнах, ослаб. Британская империя отступила, предоставляя независимость таким странам, как Индия, Пакистан и Бирма. Однако в других регионах, таких как Малайя, Кения и Кипр, вспыхнули восстания против британского владычества.

Египет формально стал независимым в 1922 году, но Великобритания продолжала иметь влияние, размещая свои войска и управляя ключевыми аспектами страны. В 1947 году британские войска отступили в «зону канала» в соответствии с предыдущим соглашением с королем Египта Фаруком, которое позволяло британцам сохранять базы до 1956 года.

Однако египтяне подняли восстание против короля Фарука, обвиняя его в неспособности предотвратить создание государства Израиль и поражении Египта в арабо-израильской войне. Также египтяне высказывали обвинения в том, что король допустил пребывание британских войск на территории страны. Зона канала стала местом напряженности, с атаками на британских военных и гражданских со стороны враждебного населения, что привело к введению британскими властями военного положения.

В 1952 году в Египте произошла июльская революция, организованная группой "Свободные офицеры" под руководством Гамаля Абдель Насера, которая свергла королевскую династию. В 1953 году Египет был провозглашен республикой. В 1956 году английские войска покинули Египет, а Суэцкий канал был национализирован.

Это послужило поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. 

Похожее...

Суэцкий кризис
В 1956 году спор из-за Суэцкого канала в Египте привел к международному кризису... и войне.

Канал получил серьезные повреждения, и его движение было восстановлено только 24 апреля 1957 года после работ по очистке.

В 1967 году, во время арабо-израильской "шестидневной войны", судоходство по Суэцкому каналу снова было прервано, так как зона канала стала фронтовой линией между египетскими и израильскими войсками. Во время октябрьской войны 1973 года канал стал зоной боевых действий. Этот период несудоходства привел к ежегодным убыткам в размере 4-5 миллиардов долларов.

В 1974 году, после отхода израильских войск из зоны канала, Египет начал его расчистку, восстановление и реконструкцию. 5 июня 1975 года канал был снова открыт для судоходства. В 1981 году завершилась первая фаза проекта по реконструкции, что позволило проходить по нему танкерам с водоизмещением до 150 тысяч тонн (впоследствии увеличено до 250 тысяч тонн) и грузовым судам с водоизмещением до 370 тысяч тонн.

В 2005 году началась новая реконструкция Суэцкого канала, включая углубление фарватера, чтобы обеспечить проходимость для более чем 90% международного торгового флота. С 2010 года канал стал доступен для супертанкеров с водоизмещением до 360 тысяч тонн.

На данный момент длина самого канала составляет 162,25 км, а с учетом морских подходов от Порт-Саида до Порт-Тауфика - 190,25 км. Ширина на глубине 11 метров колеблется от 200 до 210 метров, а глубина фарватера составляет 22,5 метра.

В настоящее время примерно 10% всех мировых морских грузоперевозок осуществляются через Суэцкий канал. Каждый день примерно 48 судов проходят по каналу, и среднее время прохождения составляет около 14 часов. Согласно правилам, суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом, могут использовать Суэцкий канал. Однако корабли с атомными силовыми установками в нем запрещены.

Суэцкий канал в настоящее время является ключевым источником доходов для Египта. По оценкам экспертов, этот канал приносит стране больше средств, чем добыча нефти, и значительно больше, чем принесла бы стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Ежемесячные сборы за проход через канал достигают 372 млн долларов. В финансовом году 2007–2008 Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов, что стало рекордом за всю историю канала. Однако в следующем финансовом году, 2008–2009, судоходство по каналу снизилось на 8,2%, а доходы от его эксплуатации упали на 7,2%, что объясняется последствиями мирового финансового кризиса и действиями пиратов у берегов Сомали.

Пробка на миллиард

Благодаря Суэцкому каналу длина морского пути между Западной Европой и Индией уменьшилась на почти 8000 км. В северном направлении через канал транспортируется в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы, а в южном направлении перевозятся промышленные товары для стран Африки и Азии.

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Аналоговые компьютеры

    Аналоговые компьютеры долгое время являлись самыми мощными, пока не появились цифровые вычислительные машины, вытеснившие их.

    Бить по воробьям. Успешно

    Как исчезновение птиц стало одной из важнейших причин великого китайского голода в XX веке?

    ГМО - зло или гениальное изобретение? 

    С точки зрения биологии вообще нет такого класса объектов как ГМО, есть куча разных организмов, какие-то из них являются мутантами в силу естественных причин. 

    Похожие статьи