Гладиаторы. Кровавый спорт в Колизее


Гладиаторы умирали, чтобы снискать милость богов и развлечь толпу. Их обожали при жизни и боготворили после гибели.

Гладиаторами были рабы, военнопленные, либо преступники, а иногда и простые граждане.

Эти товарищи, нестарые и хорошо развитые, попадали в школы гладиаторов, где они под руководством управляющего проходили военную подготовку. Гладиаторы занимались каждый день с тренерами и учителями, которые обучали их владению разнообразным оружием. Также к услугам гладиаторов были повара, врачи и гетеры.

Гладиаторы жили гораздо лучше обыкновенных рабов, однако это преимущество были ничем иным, как обычными инвестициями. Чем лучше жил гладиатор, тем лучше сражался, побеждал, следовательно, приносил большую прибыль.

Некоторые гладиаторы могли добиться освобождения от рабства, однако таких было мало.

Эти бойцы получали рудис — деревянный меч, знак освобождения от рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах (школах гладиаторов).

Гладиаторские бои

Гладиаторские бои обычно заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой поединок. Если же кто-то из проигравших оставался жив, то их участь решали зрители.

Интересные факты:

Жизнь гладиатора ценилась очень высоко. На то, чтобы воспитать отличного бойца, уходило много времени, сил и денег, и такой боец приносил огромный доход его владельцу.

Гладиаторы считались самой низшей «кастой» даже в среде рабов, и стать гладиатором — огромный позор для римского гражданина. Но не редки были случаи, когда простой гражданин Рима шел в гладиаторы — иногда от полной безысходности, иногда от собственной блажи.

Во всех фильмах гладиатор выглядит как культурист, но это было не так. За два-три месяца до боев, гладиаторов кормили обильно и жирной пищей, поскольку толстый слой жира защищал внутренние органы.

Существует миф, что гладиаторы — лучшие бойцы Рима. Бойцы — да, но не солдаты. Они не умели сражаться организованно в строю, как легионеры, не знали тактики построений и т. д.В этом была беда Спартака. Гладиаторы могли быть хорошими телохранителями, что часто и имело место быть, но солдатами — нет.

Гладиаторские бои изначально являлись частью похоронных церемоний

Несмотря на то, что многие летописцы древности писали о гладиаторских боях как о культурном насаждении этрусков, большинство современных историков связывают это явление с похоронными традициями. Изначально сражения гладиаторов сопровождали церемонии погребения богатых дворян. Это было своего рода посмертным признанием добродетелей умершего, которые он проявлял при жизни.

Согласно древнеримским писателям Тертуллиану и Фесту, римляне считали, что человеческая кровь помогала очистить душу покойного. То есть гладиаторские бои в этом смысле представляли собой нечто вроде человеческих жертвоприношений. Традиция похоронных игр приобрела еще больший масштаб во время правления Юлия Цезаря, который организовал поединки с участием сотен гладиаторов в честь своих умерших отца и дочери.

Гладиаторы не всегда сражались до смерти.

В кино и сериалах гладиаторские бои часто изображают как бескомпромиссную схватку с реками крови, отрубленными конечностями и горой трупов. Такое, разумеется, тоже было.

Но многие бои велись по правилам: соперники подбирались равными по силе, а иногда даже присутствовал судья, который мог прекратить драку, если один из участников был сильно ранен. А порой оба воина и вовсе покидали арену живыми и с честью, если им удавалось показать толпе зрелищный и захватывающий бой. К тому же гладиаторы недешево обходились своим хозяевам, чтобы от них можно было с такой легкостью избавляться.

Поэтому тренеры часто учили бойцов наносить удары таким образом, чтобы не убивать соперника, а лишь ранить. Некоторые бои и вовсе были похожи на спортивные состязания, в которых смерть не предполагалась изначально. Тем не менее жизнь гладиатора все равно не была долгой. Большинство из них доживало максимум до 25 лет, а по подсчетам историков примерно в каждом пятом поединке погибал как минимум один гладиатор.

Знаменитый жест «большим пальцем» не означал пощаду.

Если гладиатор оказывался ранен или обезоружен в бою, его судьба оставалась в руках зрителей. На турнирах, проводимых в Колизее, например, последнее слово в вопросе сохранения жизни бойца было за императором. Но организаторы игр, а иногда и сами правители нередко позволяли толпе принимать решение о судьбе гладиатора.

При этом в кино и прочих произведениях мы привыкли видеть жест «большим пальцем», который определял мнение зрителей или монарха: палец вверх — будет жить, вниз — смерть. На самом деле, как заявляют историки, оттопыренный большой палец (неважно, в какую сторону) означал обнаженный меч и, соответственно, смерть для гладиатора. Тогда как палец, спрятанный в кулаке, напротив, символизировал оружие в ножнах и сулил пощаду для бойца.

Хотя иногда толпа обходилась и без жестов и определяла участь гладиатора обычными криками: «Пощады!» или «Убей его!».

Гладиаторы имели свою классификацию Ко времени появления Колизея (примерно 80 год н.э.) гладиаторские турниры трансформировались от обычных кровавых боев до полномасштабных битв с высокой организацией по типу настоящего спорта. У бойцов была своя классификация в зависимости от боевого опыта, владения определенным стилем боя или оружием. Наиболее популярными являлись гопломахи и мурмиллоны.

У первых в вооружении было копье, кинжал и щит, вторые имели гладиус (меч длиной 40–50 см) и большой прямоугольный щит римских легионеров. Были еще эквиты, которые выходили на арену верхом на лошадях, а также эсседарии — воины на колесницах.

Димахеры сражались двумя мечами одновременно, держа по одному в каждой руке. Но самым необычным среди популярных видов гладиаторов были ретиарии, которых вооружали только сетью и трезубцем. С одной стороны этот боец мог запутать соперника своей сетью и заколоть его на расстоянии с помощью трезубца, но стоило ему лишиться данного преимущества и оказаться в ближнем бою, ретиарий сталкивался с трудностями.

Среди гладиаторов были и женщины Историки не уверены, когда именно женщина впервые вышла на арену в качестве гладиатора, но к 1 веку н. э. это стало обычным явлением в Риме. Хоть зачастую женщины-воины и не воспринимались всерьёз аудиторией игр, императору Домициану, например, сражения с их участием нравились, и он нередко поощрял бои женщин против карликов. Женщины также участвовали в сражениях против животных, но в целом их появление на арене прекратилось к концу 200 года н. э.

У гладиаторов были свои профсоюзы Хоть гладиаторам и приходилось убивать друг друга на арене, внутри их сообщества существовало некое братство. А некоторые даже организовывались в союзы или «коллегии» со своими избранными председателями. Если боец погибал в сражении, его товарищи заботились о том, чтобы он был похоронен с почестями, соответствующими его достижениям на арене. А если у погибшего оставались жена и дети, братство также контролировало выплату им денежной компенсации за потерю главы семьи.

Иногда римские императоры участвовали в гладиаторских боях Организация гладиаторских игр считалась простым способом для императоров завоевать любовь толпы. Но некоторые шли еще дальше и сами участвовали в сражениях. Некоторые римские правители, включая Калигулу, Тита и Адриана, выступали на арене.

Хотя делалось это, конечно же, с обеспечением максимальной безопасности для императора: клинки соперников, например, могли иметь тупые лезвия. Император Коммод, чтобы утолить жажду крови толпы, убивал копьем медведей или пантер, которых держали на цепи.

Он также участвовал в нескольких поединках против гладиаторов.

Но, как правило, против него выставляли очень неопытного бойца или слабо вооруженного человека из толпы. Естественно, такие бои он всегда выигрывал, в отличие от финального сражения в известном фильме «Гладиатор», где Коммод погибает от рук Максимуса на арене Колизея. Но этот бой является не более, чем художественной выдумкой, которые часто встречаются в исторических фильмах.

Гладиаторы часто становились секс-символами своей эпохи Несмотря на то, что некоторые древние историки описывали гладиаторов как грубых и неотесанных рабов, многие из них пользовались огромной известностью среди низших классов. Их портретами украшали стены многих общественных мест; дети играли в военные игры, представляя себя гладиаторами; а самые успешные бойцы имели славу сродни популярности современных спортсменов. Гладиаторы также были своего рода секс-символами для женщин той эпохи.

Одна из фресок Помпеи изображает бойца, который ловит в свои сети группу девушек, а на другой — они приходят в восторг от одного его вида. Многие женщины Древнего Рима носили украшения, окунутые в кровь гладиатора, а некоторые даже смешивали их пот со своими косметическими средствами, полагая, что он может подействовать как афродизиак.

Около гладиаторских арен в Древнем Риме в специальных киосках можно было купить жир животных и пот гладиаторов. Женщины использовали эти вещества в качестве косметических средств.

Среди римских аристократов стало модным иметь личных гладиаторов, которые могли быть неплохими охранниками. Юлий Цезарь, например, содержал 2 тысячи гладиаторов-телохранителей.

На бои приглашались музыканты, которые обеспечивали музыкальное сопровождение боя в зависимости от его развития.

Нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать скользкую от крови площадку свежим песком.

Полубезумный император Коммод очень любил поучаствовать в подобных боях, которые, разумеется, всегда заканчивались его победой. Он провёл в качестве гладиатора 735 боёв! По легенде, был заколот ножом на арене. Но на самом деле его задушили за день до выхода на арену. Этой истории посвящён фильм «Гладиатор».

Практически все гладиаторы были рабами. Тем не менее, они проходили тщательную подготовку, получали высококалорийный рацион и своевременную медицинскую помощь. С ними старались обращаться бережно, не травмируя и не травмируя зря.

Гладиаторы получали приличное вознаграждение за участие в боях. Самой большой платой за выступление можно считать целый дворец, который император Нерон подарил гладиатору Спикулу.

Гладиаторы были объектом весьма солидных инвестиций. Если гладиатор погибал, потери спонсора были огромны. Поэтому билеты на шоу, где бой велся до смерти, были очень дорогими: спонсоры пытались хоть как-то оправдать свои расходы.

Самыми дорогостоящими считались морские сражения гладиаторов, которые назывались навмахиями. Крупнейшее было организовано по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. чел. Число зрителей составило около полумиллиона человек.

Часто арена использовалась для наказания или казни приговоренных. Однажды одного ювелира, который продавал фальшивые драгоценности, приговорили к арене.

Когда его подвели к клетке, из которой должен был выйти лев, и несчастный уже приготовился к смерти, из клетки вышел ЦЫПЛЕНОК!

От напряжения ювелир рухнул в обморок.

Зрителей на боях рассаживали строго по статусу. Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок.

Мало кто знает, что даже свободные гладиаторы не имели никаких гражданских прав. После того, как свободный человек хоть раз попробовал себя в бое гладиаторов, к нему относились пренебрежительно.

Павшего прижигали раскаленным железом, чтобы убедиться в том, что он умер, а не притворяется, после чего тело крючьями стаскивали с арены.

В 63 году нашей эры император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах.

В 66 году Нерон устраивает в городе Путеолы дорогостоящее представление в честь армянского царя Тиридата в котором участвовали эфиопы, в том числе женщины.

Гладиаторские бои в Западной Римской империи были запрещены в 404 году нашей эры, когда в Римской империи возобладало христианство.

После запрета боёв между гладиаторами они сражались только с животными, до наших дней их искусство дошло в виде корриды.

Когда дело доходит до жестокого и кровавого мира гладиаторов, мы думаем, что знаем почти все. Двое мужчин сражаются до смерти с мечами и минимальным количеством брони. Или команда гладиаторов сражается с дикими животными. Каким бы ни был сценарий, гладиаторы-мужчины были звездами шоу.

Но знаете ли вы, что были и женщины-гладиаторы, которые тоже сражались?

В некоторых случаях битва гладиаторов была похоже на современные телешоу или фильмы. Организаторы всегда думали о новых способах предоставить аудитории что-то дополнительное и выделиться из толпы. Одним из результатов этого стало введение женщин. Первоначально они были представлены в качестве необычного подхода к основному мужскому действию и чтобы дать нетерпеливым толпам новые острые ощущения.

Большая часть их первоначальной функции заключалась в том, чтобы разрядить обстановку комичным боем перед интенсивными мужскими сражениями. Многие женщины-бойцы начали сражаться с карликами, чтобы заставить толпу смеяться или с мелкими животными.

В древние времена женщины не всегда имели те же свободы, что и мужчины в некоторых аспектах жизни. В римские времена это сводилось к тому, что им не разрешалось посещать официальные лагеря гладиаторов, чтобы научиться драться. Вместо этого считается, что многие женщины-гладиатрисы вместо этого использовали свои собственные деньги, чтобы нанять личных учителей, чтобы подготовиться к своей новой карьере.

Одна интересная заметка о женщинах гладиаторах заключается в том, как они воспринимались римским обществом. Мужские гладиаторы были классифицированы как герои, если они выжили, чтобы получить свободу. Они не только получили статус граждан, но и могли затем жениться или вернуться в свои семьи.

Но не женщины-бойцы.

Женщины-гладиаторы считались позором римского общества и фактически классифицировались в той же группе, что и работники секс-бизнеса. Это в основном сводилось к тому, что они сражались почти голыми и продавали свои тела для развлечения. Когда они заканчивали сражаться, они были изгоями в обществе и считались запретными для любого римского мужчины в качестве жен.

Как видно из вышеизложенного, стать женщиной гладиатором было на самом деле очень мятежным и смелым делом. Женщины, которые решили по собственной воле сражаться, сделали это ради славы, богатства и знаменитости.

Одна из самых известных записей о гладиаторах женщин была найдена в Турции. Это была ключевая часть Римской империи, и там были амфитеатры для проведения боев. Мемориальная доска, найденная в одном из них, показала двух женщин-бойцов по имени Амазонка и Ахилла. Она была воздвигнут в честь жестокой борьбы, которую они закончили вничью, и обе выиграли призовые деньги. Многие считают, что ничья была фактически поставлена, чтобы завязать альтернативу, более счастливую кончину исторической истории Ахилла, убивающего королеву-воительницу Амазонку, которую он любил.

Соревнования древних гладиаторов были дико популярны во всей Римской империи и были похожи на посещение современного футбольного матча (но с большим количеством убийств). Многие обычные граждане любили ходить в Колизей или их местный амфитеатр, чтобы увидеть своих любимых бойцов в действии.

Не упуская выгоды, скоро были созданы магазины подарков для толпы, которые могли купить товары с гладиаторами, которые им больше всего нравились. Это также включало женщин бойцов, у которого также были игрушки-куклы и статуи в их честь в этих сувенирных магазинах.

В 2000 году археологи обнаружили могилу молодой женщины рядом с местом старого амфитеатра в Лондоне. Когда они заглянули в могилу, они обнаружили, что она наполнена ценными безделушками и гладиаторскими предметами. Они также нашли остатки дорогой пищи, которая, по их мнению, была съедена на похоронах в ее честь. Объединив все это, они уверены, что могила была одной из знаменитых женщин-гладиаторов, которая, должно быть, была хорошо известна и любима.

Как только женщинам было дано разрешение на состязание, его тут же отняли.

В 200 году н.э. император Септимий Северус посетил Олимпийские игры в Греции, и после этого он запретил всем женщинам сражаться как гладиаторам.

Но что случилось в Греции, что заставило его сделать это? Многие считают, что на него повлияло решение греков запретить женщинам вступать на Олимпийских играх.

Считается также, что они были обеспокоены влиянием женщин, решивших строить карьеру, и как это повлияло на взгляды на брак в римском обществе.

Многие из женщин, о которых мы говорили выше, были свободными гражданами, которые решили по собственной воле сражаться. Однако, как и у мужчин, были также рабы, захваченные римскими войсками, и они были вынуждены сражаться. Император Нерон любил заставлять их охотиться на диких животных на арене, имея только маленький карманный нож, чтобы защитить себя.

Истории о гладиаторских боях приводили людей в восторг на протяжении многих тысячелетий. Эти воины с мечами и щитами были вынуждены бороться за свою жизнь; их образы неустанно вдохновляют создателей книг, картин, фильмов и телевизионных шоу. Тем не менее, когда бои стали более популярными, толпа жаждала больше зрелищ.

Отныне меча и щита было недостаточно.

Типы гладиаторов

Бестиарии

В отличие от других гладиаторов, бестиарии боролись за свою жизнь с животными, а не себе подобными. Специально для этих боёв римские императоры и сенаторы привозили из Африки и Азии экзотических и сильных животных (например, львов, тигров, слонов и медведей). Они служили символом богатства, а также были участниками зрелищ, которые устраивали для толпы в Колизее и амфитеатрах.

Бестиарии

Некоторые виды животных (к примеру, слоны) были призваны шокировать и развлекать зрителей, которые прежде никогда их не видели. Другие животные должны были охотиться на людей, а также сами выступали в роли добычи.

Существовало два типа бестиариев: "damnatio ad bestias" (буквально с латинского «предание зверям»; отданные на растерзание диким животным) и "venatio" («охотники»). К первому типу относились те, кого приговорили к смертной казни. Они не считались гладиаторами и были, как правило, представителями низшего класса в Древнем Риме. Их смерть была развлечением для толпы. Иногда одно дикое животное за раз могло убить несколько сотен человек.

«Охотники» тренировались и охотились на животных. Это было неотъемлемой частью их выступлений. О "venatio" нам известно очень мало, поскольку историки и хронисты не любили их описывать. В отличие от других гладиаторов, «охотников» презирали в Древнем Риме. Самым известным "venatio" был Карпофорус, который, согласно истории, голыми руками убил свыше двадцати животных на арене Большого цирка. Карпофорус также тренировал животных, чтобы они могли убивать, охотиться и даже насиловать людей.

Некоторые императоры также демонстрировали своё мастерство в убийстве животных, однако вместо признания, они получали лишь презрение толпы. Нерон сражался с животными на арене, в то время как Коммод «героически» убивал травмированных и малоподвижных животных, находясь в безопасности на возвышенной платформе. Последнее вызвало крайнее неодобрение сената.

Ноксии

Ноксии были представителями самого низшего класса в римском обществе. Их даже не считали за людей. К ним относились христиане, евреи, дезертиры, убийцы и предатели. Ноксий не брали в школу гладиаторов, а их появление на аренах, где они умирали самыми ужасными способами, было, своего рода, наказанием за совершённые преступления.

Ноксии могли быть убиты несколькими способами: первый – их разрывали на части дикие животные; второй – их до смерти мучили гладиаторы, которые завязывали глаза и получали инструкции от толпы; третий – они выступали в роли мишени, за которой охотились настоящие гладиаторы. Ноксии, как правило, были одеты в набедренную повязку и не имели брони. Оружием им служил простой гладиус (короткий меч) или палка. Римлянам доставляло удовольствие убивать ноксий. Это служило напоминанием о том, что каждый должен знать своё место в социальной иерархии.

Ретиарии

Что лучше: скорость или сила? Смерть от тысячи порезов или одного удара? В древнеримские времена ответ был однозначным: чем больше силы и брони, тем лучше. Именно поэтому к ретиариям изначально относились как к низшему типу гладиаторов. У них было очень мало брони, поэтому им приходилось бороться, используя ловкость, скорость и хитрость, а также сеть, трезубец и – в крайних случаях – небольшой клинок.

Ретиарий

Ретиарии тренировались отдельно от гладиаторов, у которых были мечи и щиты. Их считали женоподобными и часто высмеивали. Сатирик и поэт Децим Юний Ювенал поведал историю о мелком аристократе Гракхе, который не только вызвал всеобщую немилость, став гладиатором, но и опозорил общество, сражаясь в качестве ретиария. Однако через несколько столетий ретиарии приобрели милость и стали одними из главных на арене.

Секуторы

Гладиаторы, которые относились к типу секуторов, должны были преследовать и побеждать ретиариев. Секутор имел мощные доспехи: огромный щит, меч и круглый шлем, который закрывал всё его лицо и имел два крошечных отверстия для глаз.

Секутор

Типичный бой между секутором и ретиарием начинался с того, что последний отходил на безопасное расстояние или – в некоторых случаях – взбирался на возвышенную платформу над водой, где лежал заранее подготовленный запас камней. Секутор (лат. secutor – преследователь) преследовал ретиария и пытался не попасть в его сеть или под град камней. Также он боялся трезубца ретиария, который использовался для того, чтобы не подпустить секутора слишком близко. Секутор был хорошо вооружён, однако он быстро уставал под тяжестью своей брони.

Император Коммод сражался в качестве секутора во время игр; он имел отличные доспехи и оружие, что гарантировало ему победу. Ещё одного знаменитого секутора звали Фламмом, он был родом из Сирии и сражался на арене в одежде, характерной для жителей территории Галлии. Он принял участие в 34 боях и одержал победу в 21 из них. Удивительно, но ему четырежды предлагали свободу, однако он каждый раз отказывался.

Эквиты

Эквиты были похожи на римских кавалеристов, однако их не стоит путать. Римские кавалеристы были в основном представлены мелкими аристократами, которые занимали хорошие должности в сенате и могли даже стать императорами.

Эквит

В свою очередь, эквиты были прославленными организаторами публичных зрелищ. Представления в Колизее, как правило, начинались с боёв эквитов, чтобы оживить толпу при помощи ловкости и скорости, которые демонстрировали эти гладиаторы. Сидя верхом на лошадях, они атаковали друг друга при помощи копий, а затем соскакивали на землю и боролись на мечах. Они носили лёгкие доспехи, что способствовало большей ловкости и атлетичности.

Провокаторы

Как мы теперь знаем, в Древнем Риме сражаться друг с другом на арене могли различные типы гладиаторов. Провокаторы, тем не менее, вступали в бой только с провокаторами.

Бой гладиаторов

Причина заключалась в том, что соперника для них не выбирали – они сами вызывали его на бой. Они сражались, чтобы уладить распри между гладиаторскими школами, которые соперничали друг с другом, или повысить свой статус, победив известного соперника. Каждый провокатор был вооружён как римский легионер: он имел прямоугольный щит, нагрудник и шлем.

Женщины-гладиаторы

Женщины-гладиаторы, как правило, носили очень мало брони, и у них почти всегда был оголён торс. В большинстве случаев они даже не надевали шлем, чтобы все знали, что на арене сражается женщина.

Женщина-гладиатор

Бои между женщинами-гладиаторами, которые, кстати сказать, были вооружены коротким мечом и щитом, были редкостью и воспринимались как новшество. Женщины могли сражаться не только между собой, но и с карликами, чтобы вызвать негодование и шок у толпы. В некоторых случаях в гладиаторских боях могли принимать участие женщины, имевшие высокий статус в обществе. Их появление на арене сопровождалось громкими скандалами.

В конечном счёте, бои женщин-гладиаторов были запрещены в 200 году нашей эры.

Галл / Мурмиллон

Галлы были одними из первых гладиаторов, которые произошли от галльского племени, проживавшего в Центральной и Западной Европе. Большинство из них были пленными, которые были вынуждены выйти на арену, чтобы сражаться.

Галл-гладиатор

Галлы были хорошо вооружены и выглядели как типичные гладиаторы: они имели длинный меч, щит и шлем, однако носили традиционную галльскую одежду. Галлы были менее проворными, нежели другие гладиаторы, поэтому полагались на свою силу, атакуя противников. Они часто сражались с пленными из вражеских племён.

После того как галлы заключили мир и вошли в состав Римской империи, их стали относить к другому типу гладиаторов, которых называли мурмиллонами. Мурмиллоны по-прежнему использовали тяжёлый меч и щит, однако одевались как римские солдаты и сражались с другими мурмиллонами, гладиаторами из вражеских регионов и ретиариями.

Одного из самых знаменитых мурмиллонов звали Маркусом Аттилиусом, который во время своего первого боя победил гладиатора из личного войска Нерона, Хиларуса, и Луция Феликса. У обоих на счету было более десятка побед.

Самниты

Самниты также являются одними из первых гладиаторов, и они имеют много чего общего с галлами. Они также были военнопленными, однако их родиной считался регион Самний (юг Италии).

Самниты

После того как римляне одержали победу над самнитами, они заставили их участвовать в насмешливых церемониальных боях, которые впоследствии превратились в гладиаторские соревнования. Самниты носили традиционную военную одежду и сражались при помощи меча и прямоугольного щита. Их противниками, как правило, были попавшие в плен солдаты из враждующих с Римом племён.

Когда Самний стал одной из провинций Римской империи, самниты перестали относиться к отдельной категории. Они присоединились к гопломахам или мурмиллонам, которые носили такую же одежду и имели похожее оружие.

Фракийцы

Самым популярным и хорошо известным гладиатором является Спартак.

Он был военнопленным из фракийского племени, проживавшего на территории Юго-Восточной Европы. Он восстал против своих поработителей, которые вынуждали его сражаться на гладиаторской арене. В конечном счёте, Спартак был побеждён, однако легенда о нём живёт по сей день.

Гладиатор-фракиец

Фракийцы, которые имели круглый щит, изогнутый клинок и широкий шлем с эмблемой грифона, были, пожалуй, самыми популярными из первых гладиаторов. Они часто сражались с галлами и самнитами.

Так же, как мы сегодня болеем за разные спортивные команды, императоры и сенаторы имели своих любимчиков среди гладиаторов. Калигула, в частности поддерживал фракийцев и даже убил гладиатора, который победил его любимого фракийского воина. Другой император, Домициан, питал такое презрение к фракийцам, что однажды бросил одного из зрителей на растерзание собакам. Что сделал этот бедняга? Он выдвинул предположение о том, что фракиец, скорее всего, выиграет гладиаторский бой.

 

Теги к статье

Интересное История

Поделиться статьёй и ссылки

Комментарии

 

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Для авторизации - кликните ЗДЕСЬ

    Erasure - Always

    Чет накатило... настроение.

    Клеточные автоматы могут быть очень разными

    Об экспериментах с программированием симуляции систем частиц, вдохновленных клеточными автоматами, такими как Игра «Жизнь», придуманной английским математиком Джоном Конвеем..

    Похожие статьи